Святитель Иустин (Полянский), еп. Уфимский (+1903) Мысли на каждый день года. 19 августа / 1 сентября

Дивная Матерь дивного Бога дивна от начала и до конца Своего, говорит св. Димитрий Ростовский, дивна в зачатии Своем, дивна в житии, дивна и в преставлении Своем. Вся Она — одно дивное чудо!

  • Дивна в зачатии: быв зачата по Ангельскому благовестию, от неплодных родителей, чистых и святых, она рождена чисто и свято.
  • Дивна в житии: Она была девствующею Материю и матерствующею Девою; родила Бога, и не повредила Своего девства.
  • Дивна в преставлении: Она гробом Своим не в землю нисходит, но восходит на небо. О дивное чудо!.. И лествица к небеси гроб бывает.

Смерть — лествица. Как лествица имеет две стороны, так и смерть, оканчивающая временную жизнь и начинающая жизнь вечную, имеет две стороны —жизнь оканчиваемую и жизнь начинаемую. И как между сторонами лествицы устрояются и утверждаются ступени для восхождения, так и во время смерти, между жизнию оканчиваемою и жизнию начинаемою, собираются все добрые дела праведного человека, совершенные им в жзни временной, которыми душа, как ступенями, восходит к небу, и таким образом смерть или гроб делается лествицею к восхождению.

Матерь Божия скончалась преблаженнейшею кончиною, умерла бессмертною смертию. С одной стороны — конец временной жизни; с другой — начало жизни вечной; а посреди, как ступени, устроенные к восхождению пресвятейшей души Ея — все Ея добродетели, которые кто может исчислить!? Кто может исчислить и высказать это - как, какими и сколь многими делами Пресвятая Дева угодила Богу, Творцу Своему, от юности Своей до блаженнейшей кончины? Скорее изочтешь весною цветы, летом — колосья, осенью — плоды, зимою — снег, на голове — волосы, скорее изочтешь капли в море, звезды вверху, нежели изочтешь добрые дела богоугождения и достоинства Божией Матери. Оставляя все прочее неудобоисчислимое, обратим внимание только на главнейшие степени, какими Пренепорочная достигла до столь великого достоинства, до столь высокой чести, чтобы быть Ей Дщерью Бога Отца, Материю Бога Сына, уневещенною Девою Бога Духа Святаго?

Поистине, Она положила восхождение в сердце Своем, положила в жизни Своей ступени восхождения к Богу!

  • На уневещение Богу Духу Святому взошла девственною чистотою;
  • на матерство Богу Сыну — смирением, яко призре на смирение рабы Своея;
  • на дщерство Богу Отцу — любовию.

А какими ступенями Она приблизилась во временной жизни Своей к Богу, в Троице единому, теми же ступенями Она и в бессмертном успении Своем взошла на небо к Отцу, Сыну и Святому Духу, то есть девственною чистотою, смирением и любовию.

Печатается по: Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского. Том IX. Мысли на каждый день года.  М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. С.429-400.

При перепечатке материала обязательна активная ссылка на данную страницу сайта Уфимской епархии РПЦ.