Святитель Иустин (Полянский), еп. Уфимский (+1903) Мысли на каждый день года. 20 августа / 2 сентября

Вначале, от юности Своей, Пресвятая Дева взошла к Богу Духу Святому девственною чистотою, сделавшись живою Церковию и одушевленным храмом Его, потому что нигде Дух Святой так обычно не вселяется, как в девствующих: девство, по свидетельству св. отцов, сродно Ангелам, угодно Богу. А Пречистая Матерь Божия, по словам св. Амвросия, была Дева не только телом, но и духом.

Что значит быть человеку чистым по духу и телу? Всякий человек сам по себе двоякий: внешний и внутренний, плотской и духовный; непорочна должна быть и двоякая чистота его пред Богом — телесная и душевная, которая есть чистота духа. Напрасно тот гордится в уме своем телесною своею чистотою, кто не хранит старательно чистоты духа. Напрасно внешний человек почитается чистым, если внутренний оскверняется бесчисленными нечистотами. Тело чисто, а от сердца исходят помышления злая —прелюбодеяния, любодеяния, оскверняющия человека. Такой человек подобен содомскому яблоку, на вид красивому, а внутри исполненному неприятной, смердящей и вредной пыли. Итак, чистота внешнего человека, т.е. тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота, как это и объясняет св. Евфимий Великий, говоря: „Пусть всякий знает, что если кто и не творит греха телом, а любодействует умом, принимая и удерживая худые мысли, соизволяя им и услаждаясь ими, тот блудник, и не может быть храмом Святого Духа“.

Пречистая дева Мария Богородица была Дева не только телом, но духом. Дева была телом, соблюдши цвет чистоты Своей нетленным. Дева была и духом, не помыслив никогда даже о браке. Это была единственная Дева во всем роде человеческом, — цвет всего человечества, чистейший и благовоннейший! Потому-то и замедлило, как говорит св. Димитрий Ростовский, пришествие на землю Слова Божия до половины шестой тысячи лет от сотворения мира, что на земле ни одной не находилось такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом. Одна и первая обрелась такая — Мария. Почему, ради сугубой чистоты Своей, т.е. телесной и душевной, и удостоилась быть Церковию и храмом Святого Духа. А как тогда девственною чистотою Своею Она взошла к Богу Духу Святому, приблизилась и соединилась с Ним в един дух, по сказанному: прилепляйся Господеви - един дух есть с Господом (1Кор.6:17), так и в пречестном успении Своем Она тою же ступенью взошла к Небеси, на Небеса и превыше Небес.

Но, размышляя о чистоте девственной, нужно заметить, что и вдовствующие, и находящиеся в супружестве христиане - все должны хранить каждый свою чистоту, чтобы быть чистым храмом Святого Духа. «Как солнцу должно быть светлым, и луне светлой, и звездам не темным, так и девствующим нужно быть чистыми, и вдовствующим чистыми, и супружествующим чистыми, чтобы все были храмом, достойным Св. Духа», говорит св. Исидор Пелусиот, толкуя слова Апостола: ина слава солнцу, ина слава луне и ина слава звездам (1Кор.15:41).

Печатается по: Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского. Том IX. Мысли на каждый день года.  М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. С.431-432.

При перепечатке материала обязательна активная ссылка на данную страницу сайта Уфимской епархии РПЦ.