Святитель Иустин (Полянский), еп. Уфимский (+1903) Мысли на каждый день года. 5/18 июля

Обязанности человека-христианина в отношении к душе состоят в том, чтобы он имел попечение об усовершенствовании ее сил и способностей, и преимущественно главных - ума, воли и сердца (чувств – ред.).

По отношению к уму христианин должен первее всего приобресть чистое и точное познание о Боге и Спасителе своем (Ин.17: 3). Вместе с этим познанием он должен усвоить себе все истины веры, раскрытые и изложенные учением Церкви. Затем христианин не должен чуждаться, для систематического образования своего ума, и других наук, служащих для этой цели и полезных в общежитии.

С умственным образованием христианин должен заботиться и о развитии своей нравственной стороны, при чем он обязан утверждать свою волю в правилах благочестия и приобретать навык в христианских добродетелях, в чем главное назначение наше: сия есть воля Божия - святость ваша, говорит нам слово Божие.

Но умственное и нравственное образование человека может быть прочным и живым только тогда, когда оно будет вытекать из сердца, очищенного в своих чувствах и стремлениях, и направленного к Богу. Поэтому долг христианина - дать такое настроение своему сердцу, по которому оно было бы свободно от всякого пристрастия к предметам земным и тленным и было бы одушевлено чистейшею любовью к Богу: Не любите мира, говорит Иоанн Богослов, ни яже в мире, аще кто любит мир, нет любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, - похоть плотская, похоть очес и гордость житейская (1Ин.2:15-16). Такая чистота и возвышенность сердца не иначе может достигаться, как под условием усвоения себе святейших истин Божественного учения, при созерцании величественных явлений природы и при облагорожении души лучшими произведениями искусства, способными возбуждать чистые ощущения в сердце.

Вследствие правильного развития ума и истинно-эстетического образования сердца, у христианина должен развиваться и нравственный характер, то есть такая твердость и стойкость воли, чтобы ничто не могло отвлечь его от благочестивого подвига, если он истинно полезен, угоден Богу и спасителен, - чтобы для него было нравственно невозможно жить иначе, а не так, как велит нравственный закон и как предписывает Евангелие. Тогда только все наши усилия, все образование, как умственное, так и нравственное, все заботы сердца будут у нас обращены на то, чтобы образовать из себя человека Божия, созданного по Вогу в правде и в преподобии истины (Еф. 4:24), да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2Тим.3:17). В этом - сущность и направление самоусовершенствования.

Печатается по: Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского. Том IX. Мысли на каждый день года.  М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. С.344-346.

При перепечатке материала активная ссылка на сайт Уфимской епархии РПЦ обязательна.