История епархии

Несмотря на то что православные поселения стали обосновываться в пределах Уфимского края во второй половине XVI века, следы христианской веры здесь обнаруживаются уже в VIII-X веках. Территория, занимаемая нынешней Уфимской епархией, с древних времен населялась многими народами, которые различались не только языками и обычаями, но и происхождением.

Таковы народы финноугорского, тюркского, славянского происхождения. Христианская вера могла проникнуть сюда как через проповедников Слова Божия из Византии и других стран Востока, так и через торговых людей, кочующих из одной страны в другую, а порой и оседающих среди других племен. Проникала она и через соседнюю иудейскую Хазарию, где в те века тоже было немало христиан.

Византийский писатель Григорий Нисский не только булгар дунайских, но и кубано-кавказских производит из волжских булгар. Арабские путешественники X-XI веков, среди которых Ахмет ибн-Фадлан из Багдада, тоже указывают на христианские обычаи среди волжских булгар. Тем более, исходя из последних данных, до XI века значительную часть населения Волжской Болгарии представляли славянорусы. Таким образом, до принятия булгарами ислама христиане составляли среди этого народа значительную часть.

Есть и другие факты о наличии христианской веры на территории Уфимской епархии еще до того, как эти земли стали относиться к Российскому государству. Так, финноугорские народы занимали пространство от Камы до Иртыша. Гунны некоторое время населяли районы юго-восточной части Уфимской и Оренбургской губерний, и здесь тоже была смесь народов иранского, тюркского и отчасти славянского происхождения.

Это обширное пространство между Обью и Уфой входило в состав владений новгородцев, которые ранее XII века успели завладеть землями между Ладогой, Белым, Карским морями, рекой Уфой и нынешним городом Уфой. Вместе с торговлей они несли сюда и христианскую веру. Кроме того, православие новгородцы в XII веке распространяли между двинскими народами в Архангельской губернии. О наличии русских колоний по берегам Камы в XIII веке в р-не Мензелинска, Набережных Челнов и Николо-Берёзовки говорят историки Р.Г. Игнатьев, Н.М. Карамзин и др.

Но, безусловно, полного утверждения в тот ранний период православия не могло быть. Причины заключались в кочевом образе жизни и постоянных опасностях, которым подвергались эти народы со стороны среднеазиатских, тюркско-монгольских и других воинствующих племен.

По-настоящему же здесь стала распространяться православная христианская вера с XVI века с переселением в эти края русского населения, строительством здесь крепостей, деревень, сел, а вместе с этим и церквей, монастырей, часовень.

Первым памятником христианства в Уфе стала деревянная Троицкая церковь, построенная стрельцами «об един день» в Святую Троицу в 1574 г. - в день основания Уфы. Вторая церковь, во имя Казанской Божией Матери, построена в 1579 г. в начале Казанской улицы. Об этом храме упоминается в грамоте царя Феодора Иоанновича в 1593 г. Из грамоты видно, что церкви во имя Казанской Божией Матери, по челобитью протопопа сей церкви Адриана, была пожалована земля около самого города «от места, глаголаемого Усолья до реки Уфы и городища».

Уфимская епархия как самостоятельное духовное управление Русской Православной Церкви существует с 1799 г., со времен царствования императора Павла I, однако ее истоки и ее корни непосредственно относятся к седой древности, к годам Иоанна Грозного.

За прошедший период границы Уфимской епархии менялись не один раз. Уфа по своему духовному управлению относилась то к Казани, то к Оренбургу, то к Тобольску, то к Перми, то к Вятке. Оренбургско-Уфимская епархия была открыта в 1799 г. для Оренбургского края - обширной административно-областной единицы, впервые образованной в 1743 г. под названием Оренбургской губернии и определившейся в своих границах в 1782 г., при временном переименовании (до 1796 г.) губернии в Уфимское наместничество.

По этим границам в состав Оренбургского края входили нынешние Уфимская и Оренбургская губернии, почти половина Самарской (Бузулукский, Бугурусланский и Бугульминский уезды), а также области Тургайская и Уральская. Этот край, обнимавший своими границами почти миллион квадратных километров, был трудно управляемым как в административном, так и в духовном отношении.

С 1859 г. Оренбургско-Уфимская епархия разделилась, и одна из них стала носить название Уфимская епархия, а другая - Оренбургская. Окончательно Уфимская и Оренбургская епархии определились в своих границах в 1862-65 гг.

К 1912 г. в Уфимской епархии насчитывалось 5 мужских и 8 женских монастырей, 526 церквей, в том числе 7 соборных, 432 приходские, 21 домовая, 6 кладбищенских. 22 приписные. К 1919 г. в 320 церковно-приходских школах и школах грамот обучались 14 тысяч 142 ученика. К этому времени (нач. 1920-х гг.) было уже более 700 церквей (включая приписные, единоверческие и молитвенные дома), 16 монастырей, духовная семинария, два епархиальных училища - мужское и женское, множество больниц и приютов. При церквах действовало 388 библиотек, при монастырях были 4 больницы и 3 богадельни.

Чудовищный погром обрушился на Уфимскую епархию в 1919-38 гг., его объёмы невозможно даже представить. Потери неисчислимы. К 1939 г. органами советской власти в Уфимской епархии были закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви в г. Уфе. Все ценности были изъяты.

В годы Великой Отечественной войны по просьбе верующих правительство страны разрешило открыть некоторые храмы для богослужений. В 1944 г. Уфимская епархия была восстановлена и к 1956 г. в ней действовали уже 42 церкви. Но после непродолжительной «оттепели» , когда победа в войне была завоевана, в том числе и по молитвам народа ко Всевышнему, началась вторая волна («хрущёвская») атеистического наступления и репрессий. Снова власть имущие стали закрывать и уничтожать оставшиеся соборы, церкви, молитвенные дома, преследовать верующих. К 1965 г. на территории Уфимской епархии действующими остались только 17 приходов, и то большинство их представляли невзрачные молельные дома, большинство зданий храмов уже были разрушены.

К 1990 г., после 70-летнего погрома, епархия являла собою запустение. К этому времени было около 30 приходов. Ныне, по состоянию на 27.07.2010г., в Уфимской епархии действуют 279 приходов и 8 монастырей, которые продолжают обустраиваться. 253 священнослужителя окормляют свою паству. В епархии, после 73 лет закрытия, возобновлена и регулярно выходит из печати газета «Уфимские епархиальные ведомости», созданы епархиальные отделы: (религиозного образования и катехизации, молодежный, по культуре, миссионерский, по тюремному служению, по взаимодействию с казачеством, по работе с нарко- и алкоголезависимыми, по работе в лечебных учреждениях, по взаимодействию с МВД, по взаимодействию с Российской Армией и МЧС, по благотворительности и социальному служению, спорта и военно-патриотического воспитания молодежи, по работе с воскресными школами, по канонизации святых, паломнический и методический центр), ведется работа по изысканию и изучению материалов по новомученикам земли Уфимской, а так же духовно - просветительская, социальная и миссионерская деятельность.

На конец 2011 года в Уфимской епархии открыты 287 приходов, 20 из которых — в Уфе. Действуют 8 монастырей, домовые и тюремные храмы; окормляют паству 247 священнослужителей. При ряде приходов действуют воскресные школы, православные братства, библиотеки.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 151) Уфимская епархия включена в состав Башкортостанской митрополии; из состава Уфимской епархии выделены Нефтекамская и Салаватская епархии, также входящие в эту митрополию.

Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, правящий архирей Уфимской епархии, назначен главой Башкортостанской митрополии.

Публикуется по: Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справ.-путеводитель / [авт.-сост. Егоров П.В., Рудин Л.Г.]. – М.: Уфим. епархия РПЦ: О-во сохранения лит. наследия, 2005. С. 21-24.