Александр Данилов, прот. Слово на Пассию 09.03.2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы снова мысленно находимся на Голгофе, вновь мы с вами вспоминаем эти страшные события. Тяжело слушать слова Евангелия, когда Господь претерпевает плевки, удары в лицо, унижения. И воистину здесь становится понятно, что Христос для многих народов, для каких-то религиозных объединений является соблазном, т.е. причиной для споров, не утихающих уже две тысячи лет. А для многих - просто безумием. (1Кор.1:23) Потому что в мечтах человека Бог не может быть унижен. Человек от Бога ждет помощи, исполнения своих мечтаний, удовлетворения своих потребностей.

Большей частью люди обращаются к Богу именно для того, чтобы Он помог им исполнить то, что задумали они, то, что нравится им, то, к чему сердце их лежит, чтобы заставить Его исполнять свою волю. К сожалению, большая часть людей стремится именно к этому в религиозном смысле. Поэтому мы находим с вами такую отрицательную динамику в Евангелии: сначала мы видим, как за Христом шли тысячи людей, но постепенно вокруг Него людей становится все меньше и меньше. Потому что сначала они видели чудеса – Христос исцеляет, бесов изгоняет, как хорошо быть рядом с Ним, и все, что мы хотим, Он будет выполнять – давать хлеб и нам будет хорошо... На Фаворе апостол Петр сказал, что нам больше ничего не надо, Господи! Вот она, благодать. Здесь останемся. (Матф.17:4) Такой меркантильный подход у человека к Богу. Только дай то, что хочется мне. Но вот Христос говорит такие слова: «Если хочешь идти за Мной – отвергнись себе, возьми крест и только тогда иди за Мной»... Одному человеку Он сказал: если ты хочешь быть совершенным, идти за Мной – продай все свое имение и тогда будешь совершенным. Приходи и следуй за Мной! Этот человек не смог так сделать. (Матф.19:21-22)

Многие слышали слова, которые мы до сих пор до конца понять не можем: «Кто любит своих ближних, семейных, больше, чем Меня – не достоин Меня». (Матф.10:37-38) Поэтому тот, кто смотрит на Бога только в надежде что-то получить от Него, встречает совершенно неудобные для себя вещи. Оказывается, нужно распять свою плоть со страстями и похотью, а этого очень не хочется. Это значит – пойти против самого себя, против своей натуры, против своих желаний, против своего счастья. И тогда Христос начинает людям мешать в достижении их целей. Иуда, например, поставил перед собой задачу обогатиться превыше всех, стать самым богатым человеком на свете. Он начал с того, что по мелочи воровал из ящичка, где лежали деньги, которые давали Христу. Эту страсть он в себе довел до того, что пошел на страшное святотатство. Ведь он был неотступно со Христом, видел, знал, что Христос не просто пророк, не просто чудотворец, а самый настоящий Сын Божий, Логос, Бог Слово. Но это не помешало ему пойти против Бога и предать Его на распятие.

Так же и фарисеи. Вначале Евангелия мы видим, что многие из них соглашаются, многие слушают, идут за Христом, но в конечном счете все решают убить Его, распять, Он им мешает, Он их критикует. Он называет их детьми диавола, обличает их пороки, показывает, что до святости им очень далеко. Поэтому лучше убить Его, распять – вот что решает человек. Мы сегодня по зову Церкви собрались и переживаем эти страсти. Давайте задумаемся, что этими переживаниями хочет сказать Господь нам с вами. Он хочет сказать, что после того, как произошла страшная катастрофа отпадения человека от Бога, чтобы воссоединить первоначальную идиллию в этих отношениях, необходимо принести жертву. Человек не в состоянии сам эту жертву принести, поэтому Бог показывает пример того, как это надо сделать. Он принимает наше человеческое естество, рождается в семье не какого-то царя или священника, а в простой бедной семье, где голодает, ходит босиком, ведет очень скромный образ жизни. Он разделяет с человеком и бедность, и несчастье, и поругание, – тем самым показывая, насколько важен Богу человек. Именно ради людей Господь пришел в мир – спасти их.

Мы знаем, великие святые ангелы тоже пали, но не ради них пришел Христос – человек намного выше. Ибо он есть образ и подобие Божие. И чтобы привести этот образ и подобие обратно к Себе, Господь совершает этот земной подвиг спасения человека через Свои собственные страдания. Он научает нас настоящей истинной любви, которая без страдания и без самопожертвования просто невозможна. Господь этими страданиями как бы показывает нам – вот, человек, я новый Адам, и если ты хочешь примириться с Богом, то должен принять из Моих рук эту горькую чашу, которая называется праведная жизнь, которая состоит из дел любви. А любовь – это действие прежде всего. Это дела самопожертвования ради Бога и ради ближнего. У нас с вами есть выбор – начать жизнь новую, во Христе, полную трудностей, но которая обязательно по вере нашей увенчается Царством Божиим и Христос примет нас как своих друзей еще здесь, в этом мире. Об этом Он и говорит в Евангелии, что вы – те, которые совершаете волю Отца Моего – друзья Мои. Либо нам нужно жить так, как жил Иуда и другие люди, которые не поняли Христа: творить на потребу своей души все то, что мы хотим бесконечно – ублажать себя грехопадениями и отступлениями, но в этом случае мы предаем Христа, не отвечаем Ему на Его любовь.

Что сказал об Иуде Христос? Лучше бы человек тот не рождался. Поэтому если мы не собираемся уязвиться сердцем, слушая и читая страдания Христа, то значит, лучше бы нам с вами не рождаться. Давайте задумаемся, как велик Господь в Своей любви, на какие действия пошел Он. И как далеки мы с вами, дорогие братья и сестры, от того истинного образа христианина, который должен быть в нас, как много препятствий в нашем сердце, которые мы сами воздвигаем против Христа. Давайте уязвимся сердцем, постараемся понять все то, что Господь хочет нам сказать, ту высоту любви, которой Он научает нас с вами, чтобы и нам так же возлюбить Господа и нам так же пройти этим тяжелым, трудным путем, но путем в Царство Божие Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.