Анатолий Киселев, свящ. О посте

Что такое пост для православного христианина? Нужно ли полностью ограничивать себя в еде? Как правильно поститься? На эти и другие вопросы ответил настоятель Кафедрального соборного храма Рождества Богородицы иерей о. Анатолий Киселев.

- 18 марта  у православных христиан начался Великий пост, который является самым строгим и длительным,  расскажите, пожалуйста, подробнее о нем.

Великий Пост — самый древний: он известен еще со времен святых апостолов. Вообще, любой пост – это время, когда православный человек приносит себя в дар Господу. А что человек может подарить Создателю, кроме любви? А что есть настоящая любовь? Это, прежде всего, жертвенность, поэтому мы жертвуем своим временем, привычными условиями. Учимся себя сдерживать, причем стоит отметить, что на первом месте должно стоять именно духовное ограничение, а телесное – на втором. Во время поста надо чаще ходить в Церковь, исповедаться, причащаться. Пост – благоприятное время для покаяния, когда человек может по-настоящему отрешиться от всего греховного и, посмотрев на себя со стороны, увидеть себя настоящего со всеми страстями, слабостями и постараться за данное время  очистить себя покаянием, молитвою и достойно встретить великий  христианский праздник – Пасху. Пост помогает больше прочувствовать всю Пасхальную радость.

Святые отцы говорят, что пост – это лестница, ведущая к Богу. В телесном плане мы приучаем свою плоть следовать нашим желаниям:  соблюдаем умеренность в пище, обходимся без излишеств, избегаем увеселений,  уделяем больше времени молитве и покаянию, для того, чтобы очистив свою душу, приблизиться к Богу.

- Известно, что во время поста нужно ограничивать себя в еде, отказаться от мяса, молочных продуктов, яиц, в Великий пост — даже рыбы. Но в условиях современного мира для многих это сделать будет очень сложно, как быть?

Многие люди думают, что пост – это время, в течение которого верующие христиане должны отказаться от пищи животного происхождения, и тем самым, якобы в какой-то степени они сделают что-то в угоду Богу. Ничего подобного, пост – это, прежде всего, воздержание от страстей, это обуздание своего языка, это всяческое стремление к покаянию, это воздержание от развлечений и увеселений, от многословия. Время поста предназначено человеку для того, чтобы он чаще ходил в храм,  молился, участвовал  в таинствах исповеди и причастия, и тогда воздержание от скоромной пищи будет подкреплением всего этого, ибо пища растительного происхождения не так отягчает мысли  человеческие. Пища животного происхождения рождает в человеке различные чревоугодия, многоспание, леность и другие страсти, которые мешают молитве. Пища же растительного происхождения больше способствует тому, чтобы ум человека был максимально сосредоточен и внимателен на молитве.

Также, необходимо отметить, что  многим людям не всегда возможно со всей строгостью переносить пост, поскольку определенным категориям людей  в силу жизненных обстоятельств, состояния здоровья нельзя достаточно строго соблюдать все тонкости Великого поста. К ним относятся беременные женщины, кормящие матери, дети, люди, которые страдают онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, другими заболеваниями, которые не позволяют человеку усмирять свою плоть именно пищей растительного происхождения. И в силу того, что болезнь уже их усмиряет, церковь идет навстречу,  чтобы для них  пост удался, невзирая на невозможность ограничения   животной пищи.  Человеку необходимо поститься в другом: он  должен воздержаться от просмотра развлекательных передач, фильмов, от посещения общественных развлекательных мест, клубов, кинотеатров, театров.

В нашей стране до революции на время поста закрывали  разного рода увеселительные учреждения и люди, конечно же, понимали,  что наступило время поста и необходимо отложить все свои попечения, развлечения. В это время люди предавались молитве и воздержанию. Сейчас этого нет, поэтому  человеку в нынешний век сложнее себя заставить пронести весь пост.  Но, тем не менее, как показывает действительность,  очень многие в наше время начинают тянуться к Богу: начинают чаще ходить в церковь, знакомятся со всеми тонкостями христианской жизни, начинают поститься, и,  таким образом, постепенно воцерковляясь, человек становится полноценным чадом православной церкви.

- Как правильно поститься?

Вообще, определенные правила и нормы содержатся в церковных уставах, древних уставах монастырей — это те нормы, по которым жили  монахи, священнослужители, верующие миряне. Но, на сегодняшний день, все это нужно соизмерять со своими силами, возможностями, способностями. Ведь, например, для «новоиспеченных» христиан, которые недавно приняли крещение или, будучи крещенными в детстве, жили без церкви и только-только обратились к Богу, для них со всей строгостью вступить в Великий пост будет очень тяжело. Эти люди являются младенцами по вере, и  вера их похожа на маленькое зернышко. Для того, чтобы это зернышко   выросло  в крепкое, могучее дерево с огромным стволом, было ветвистым, с богатым цветом и плодами, конечно, необходимо время и терпение. Порой мирянину нельзя много брать на себя,  поскольку можно просто «переборщить»:  не нужно делать сверхвозможного — можно просто надорваться. Бывают такие случаи, когда люди, не посоветовавшись ни с кем, самостоятельно, прочитав о житии какого-либо святого в древности (узнали что он, например, вкушал 3 финика или зернышка, или просфору со святой водой), начинают поститься также.  И это ни к чему хорошему не приводит — искушения, болезни,  другие неприятные моменты начинают  одолевать человека. Иначе было бы, если бы человек посоветовался со священником. Поэтому в духовной жизни  необходимо  делать все постепенно, постепенно отказываться от чего-то, постепенно все устрожать,  и со временем человек сам будет знать свою меру, свою норму поста и с Божьей помощью и с благословением и наставлением духовника, священника будет идти навстречу Богу.

Беседовала Ольга Корзик

ИАО Уфимской епархии