Доклад митр. НИКОНА на IV Табынских епархиальных чтениях

30 октября 2014 года в г. Уфе, состоялись IV Табынские епархиальные чтения:  «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Чтения - церковно-общественный форум, организованный Уфимской епархией Башкортостанской митрополии РПЦ (МП), с участием Салаватской, Нефтекамской и других епархий России и ближнего зарубежья, Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан, Министерств образования, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, молодежной политики Республики Башкортостан, ВУЗов и общественных организаций Республики Башкортостан.

На пленарном заседании с докладом "Святейший Патриарх Кирилл - выдающийся миссионер" выступил Глава Башкортостанской митрополии, Управляющий Уфимской епархией РПЦ (МП), митрополит Уфимский и Стерлитамакский НИКОН.

 

Возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри, братья и сестры, дорогие гости и участники сегодняшних Чтений!

Наши Чтения проходят под эгидой имени близкого  и значимого для каждого православного христианина, каждого жителя нашей страны – Святого равноапостольного  князя Владимира. Житие этого великого Святого насыщено многими славными деяниями. Князь Владимир I Святославич — внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новгороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

В советской историографии всегда находилось место для иронии по поводу якобы насильного и формального массового крещения Руси, но упрямые исторические факты говорят об обратном. Для такого массового события оно было невероятно мирным и практически сразу было глубоко воспринято в народной жизни.

Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.

В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

Но, безусловно,  самым дорогим и значимым для нас будет главное: Святой князь Владимир был великим миссионером. Благодаря его трудам,  над на Россией воссиял Свет Христов, сияет уже более тысячи лет и, мы верим, будет сиять и далее. Православие сплотило  народы Руси, сделало нашу страну великой державой, и ныне продолжает оставаться  нерушимым цементом, скрепляющим народы нашей многонациональной страны. Начиная с великого просветителя земли Русской, Святого равноапостольного князя Владимира, наша страна, по милости Божией, никогда не оскудевала просветителями, идущими по стопам апостолов. Вся история Русской Православной Церкви – это история никогда не прекращающейся миссии. Можно взять житие любого прославленного святого, любого подвижника Церкви, и мы непременно увидим исполнение заповеди Христовой – «Идите и научите». Посох миссионера мы видим и под скромной монашеской рясой, и под доспехами воина, и под княжеским облачением, и под архиерейской мантией… Но особая роль, особая миссия, может быть, самая трудная, выпадает на долю Первосвятителя Церкви Русской – СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА.

Я  хотел бы в своем докладе частично  осветить служение ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА как выдающегося богослова, проповедника, миссионера и просветителя в современном секулярном мире.

Смену Предстоятелей Русской Церкви уже успели назвать сменой эпох. Безусловно, авторитет Патриарха настолько высок, что каждый из Предстоятелей Русской Церкви оказывал то или иное влияние на ее историю. Каковы же они, – отличительные черты «эпохи нынешнего Патриарха»?

На первый взгляд, он принял Служение в благополучную эпоху. Русская Православная Церковь в эпоху блаженной памяти Святейшего Патриарха Алексия II избавилась от гонений, отстроилась, пополнила свои ряды… Но это только на первый взгляд. Бремена власти всегда тяжелы. А власти духовной – тяжелы вдвойне.

Многое, из того, что сделал Святейший Патриарх Алексий II, сделано было при активном участии или даже инициативе митрополита Кирилла, тогдашнего Председателя Отдела внешних церковных связей. Они работали рука об руку.

Митрополит Кирилл, взошедший в 2009г. на Московский Патриарший престол после Святейшего Патриарха Алексия II, – это человек, который на протяжении многих лет уже был известен в России и во всем мире, как миссионер, просветитель, выдающийся проповедник, которого в мире называют «русским Златоустом». Он уже давно активно сотрудничал со всеми сферами гражданского общества, вел передачи на телевидении, регулярно выступал в печатных средствах массовой информации. Еще до избрания на Патриарший Престол его знали и любили миллионы верующих Русской Православной Церкви по всему миру. Он снискал авторитет в широких общественных и научных кругах. Уникальный опыт и знания, которые накопил митрополит Кирилл за годы своей работы в Отделе внешних церковных связей и тесного сотрудничества с выдающимся иерархом Русской Православной Церкви ХХ века митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским  Никодимом (Ротовым), явились фундаментом его титанических трудов на благо нашей Церкви. Но, самое главное - это человек, который беззаветно предан Церкви, для него не существует личной повестки дня. Он все свои способности и таланты положил к ногам Христа, по выражению святителя Григория Богослова.

Святейшему Патриарху Кириллу выпала особая роль – вести Церковь Христову в годы, когда на Россию поползли тучи всевозможных  лжеучителей и лжепастырей, когда иными ставится под сомнение спасительная роль Православия в нашей стране. Это годы, когда перед Церковью встали задачи не только поднять  порушенные храмы, но и восстановить многое другое, что было отнято у Церкви – дела благотворительности, законоучительство и, конечно, миссию.

Миссионерству Святейший Патриарх всегда придавал и придает особое значение. «Миссия, – говорит он, – должна стать одним из главных дел Церкви. Это совершенно естественно, иначе и не может быть, в условиях, когда огромное количество людей крещено, но не просвещено».

«Чтобы наше служение было успешным, мы должны друг друга поддерживать и помогать, в простоте сердца и смирении осуществляя наше служение, возводя непреодолимую преграду для действий тех, кто вносит соблазн в жизнь Церкви, пытается разделить наши ряды, соблазнить «одного из малых сих», забывая о том грозном предупреждении, которое Бог адресует тем, кто встает на путь соблазна и совращения ближних  своих».

Не преувеличением будет сказать, что при выборе Патриарха в 2009 году Промысел Божий был отнюдь не случаен. Святейший – воистину дитя нашей Церкви, воистину плоть от плоти ее.  Биография, род его деятельности во многом были предопределены семейной традицией: и отец, и дед его также были священниками. Дедушка, Василий Степанович Гундяев, за церковную деятельность был репрессирован и сослан на Соловки. Отец, Михаил Васильевич Гундяев, в 1947 году был рукоположен в диакона; он также был репрессирован и по обвинению в политической нелояльности осужден на три года лагерей.

Кто из нас не знает биографию Святейшего Патриарха?   

Уже в 23 года он принимает монашеский постриг. С тех пор вся жизнь его – непрестанный труд, служение Богу, Православной Церкви и народу Божию. Обладая недюжинными умом и работоспособностью, а так же обширными познаниями не только в области богословия, но и во многих светских науках, он как образованнейший мыслитель и ученый, может разговаривать и доносить истину как простому человеку, так и ученому.  

Еще более Святейший Патриарх Кирилл стал известен в нашей стране с 1994 года, когда становится автором и ведущим   телепрограммы на центральном Российском канале «Слово пастыря». Уже с первых передач, она становится едва ли не самой популярной в нашей стране – ее смотрели не только православные верующие, но и атеисты и представители других конфессий. Мне приходилось много встречаться с различными не православными людьми в нашей Республике, которые восхищались эрудицией и блестящим умом будущего Патриарха. В то время, когда телеэфир буквально захлестнул вал развлекательных и других низкопробных программ, чуждых менталитету жителей России, «Слово пастыря» стало гаванью для тех, кто пытался задуматься, разобраться в себе, получить ответы на сокровенные духовные вопросы. Глубочайший интеллект, эрудиция, умение находить общий язык с самым трудным собеседником, и вместе с тем удивительная душевная теплота привлекала к экранам массы зрителей. Одному Господу известно, столько людей обрело спасение благодаря этим беседам. Это, воистину, было слово Пастыря и оно коснулось  миллионов российских и зарубежных сердец. Может ли быть еще лучший пример миссионерства!

Очень точны и ясны определения миссионерства Святейшим Патриархом Кириллом: «В основе миссии – научение. «Вся народы», – т.е. ко всем нужно обращать это научение. И такое научение нужно сопровождаться крещением – крещением во имя Святой Троицы. Но мы почти никогда не обращаем внимание на первое слово – «Шедше». «Идите и научите». Я хотел бы вам сказать, что именно это слово определяет специфику того, что мы называем христианской миссией, в отличие от всякого катехизического научения. Чем отличается просто проповедь от миссионерской проповеди? Именно тем, что миссионерская проповедь всегда связана с динамикой, с движением. Если вы обращаете свое слово к людям, двигаясь к ним, идя им навстречу, то вот такое обращение и такое научение является миссионерским. Если вы просто обращаетесь к людям, ожидая, что они к вам придут и составят вашу аудиторию будь то в зале или в храме... мало ли где, – то вы занимаетесь не сколько миссией, сколько научением. Итак, движение навстречу человеку, слушающему слово, и означает  миссию.

Святейший Патриарх Кирилл подает пример миссионерства всей полноте Святой Церкви безпрестанно совершая поездки в епархии своей Церкви. Но одного человека недостаточно для того, чтобы провести поистине титаническую работу, необходимую для подлинного воцерковления общества. Очень важно, чтобы миссионерский императив был прочувствован и воспринят на других уровнях – на уровне духовенства, мирян, монашествующих. Призыв Святейшего  Патриарха к активной жизненной позиции, к активной проповеди Христа и христианских нравственных ценностей должен вдохновить всех членов Церкви. Он призывает формировать особый миссионерский склад мыслей и образ жизни у миссионеров-подвижников и укреплять миссионерские подразделения на уровне епархий.

«Сегодня для того, чтобы люди приняли Христа, нужны действительно миссионерские усилия, – говорит Святейший, – Я сам путешествую по странам и епархиям , встречаюсь с большим количеством людей и, с одной стороны, вижу большой интерес к вере, духовную жажду, но с другой стороны, вижу и масштабы духовного разрушения».

 По мнению Святейшего Патриарха, миссионерской деятельностью должен заниматься «весь народ Божий»: иерархи Церкви, духовенство, миряне, интеллигенция, которая, по его словам, должна активно включаться в общую миссионерскую работу.

«Нужно, чтобы вера, которая часто присутствует в сердцах людей, даже невоцерковленных, становилась сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, мировоззрение», – сказал Святейший Патриарх.

Но, говоря о миссионерстве, он подчеркивает, что  эта  деятельность не должна разделять людей.

«Сегодня существует напряжение между теми, кто принимает какие-то методы миссионерства, и теми, кто отрицает эти методы. Я думаю, здесь нужно снять налет эпатажности, чрезмерной оригинальности, работать нужно со смирением и преследовать одну цель – чтобы сердца людей обратились к Богу», – сказал Патриарх на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров.

По его словам, если будет ясно, что все делается только во имя этого, «а всякого рода другие цели, включая пиар, тщеславие, уходят в сторону», тогда в Церкви не будет никакого напряжения, люди будут друг другу помогать, «вне зависимости от того, в какой сфере миссии и какими средствами человек выражает свои миссионерские усилия».

Святейшему Патриарху выпала и еще одна очень важная роль – выстраивание церковно-государственных отношений, непростой диалог с иными конфессиями и секулярным миром.

Здесь, в Республике Башкортостан мы следуем общецерковным программам, выполняем указания Святейшего Патриарха. И то, что наш регион называют островком мира и спокойствия, есть и его прямая заслуга как нашего отца, молитвенника пред Престолом Божиим и Предстоятеля Русской Православной Церкви.

30 октября 2014г.
г.Уфа.

В И Д Е О