Доклад митрополита Никона на II Образовательных чтениях Нефтекамской епархии

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Амвросий, досточтимые отцы, участники и гости вторых епархиальных Чтений!

 Грядущие праздничные мероприятия, в которых на государственном уровне будет чтиться 700- летите со дня рождения прп. Сергия Радонежского и его вклад в Российскую историю  - это шаг в сторону признания нашим обществом реальности Промысла Божьего.   В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского поясняется, что «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям». Промысел Божий – последнее основание и подлинная причина всей человеческой истории, ход которой внешне противоречивый и трагичный, представляет по своему духовно -  нравственному содержанию историю борьбы зла против добра. Борьбы непрекращающейся, которая, впрочем, имеет заранее известный апокалиптический финал.  

Существование Промысла Божьего в нашей российской истории особенно видны в фактах непосредственного участия в ней святых людей в сложные и переломные ее периоды. Они, как орудия Промысла Божьего, оказывали  на наш народ консолидирующее влияние, по их молитвам народ и его вожди исполнялись особого мужества и силы духа. Несмотря на относительную немногочисленность святых сила их молитвы и личного примера спасали все общество из казалось бы безвыходной ситуации, когда готовы были уже наступить неотвратимые последствия тех заблуждений, которые и стали причиной всех бед.

Это про влияние святых на общество них говорил Иисус: «Вы - свет мира, вы – соль земли». И один из великих русских святых, воплотивших слова Христа в своей жизни - прп. Серафим Саровский, вторит им в своем известном изречении: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Зачастую личный вклад святых в спасение общества выражался не только в молитвах и личном примере, но был оплачен кровью праведников. Так было в общей истории человечества, так было и в нашей отечественной истории, когда кровь новомученников российских удержала наше Отечество от окончательного нравственного падения, которая разверзлась перед ним после того как к власти в нем пришла партия, имеющая в своей программе задачу борьбы с религией. Если бы не добровольная жертва новомученников, то ни роль личности «вождя народов», ни колоссальный репрессивный аппарат, ни жертвенный подвиг самого народа на трудовом и боевом фронтах не увенчались бы успехом.

Святые жили и, верим, живут среди нас, молятся за нас и, конечно, их молитвами стоит наше Отечество. Они – пример любви к Богу и к людям, пример высокой нравственности, которого человек не мог бы достичь без помощи Божией.

Отрадно, что празднование на государственном уровне 700- летия прп. Сергия Радонежского дает нашему российскому обществу возможность внимательного и тщательного изучения и рассмотрения его жития, а в нем – примера несокрушимой веры, глубочайшего покаяния и чистоты жизни. Ведь преподобный явил собой пример воплощения в себе той новой жизни, которую принес нам Спаситель мира Иисус Христос. В своей проповеди, произнесенной в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в день памяти Сергия Радонежского  в 2009 году СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЯ РУСИ КИРИЛЛ отметил, что  «Преподобный стал великим именно потому, что он воплотил Евангелие в своей жизни. Он жил не по закону, а по благодати, был водим Духом Святым, потому что всего себя отдал в руки Божественного Духа».

Вообще, жизнь святых – это сокровищница духовно-нравственного опыта, это многочисленные примеры воплощения в жизни подвижников высочайшего  и вечного духовно-нравственного идеала, явленного человечеству в земной жизни Иисуса Христа.  Поэтому православное нравственное учение видит задачу христианина в приближении к этому конкретному Первообразу человеческой жизни, Который при всей своей недоступной высоте  близок и дорог нам. Хотя, конечно, ясно, что в человеческом изображении нравственный образ Спасителя неисчерпаем. Полный образ Его и во всей неизреченной славе непосильно изобразить ни словом человека, ни языком ангела. Как писал ап. Иоанн Богослов: «Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и всему миру не вместить бы написанных книг». (Ин. 21.25).

Значение и роль примера земной жизни Иисуса Христа и образцы воплощения его в жизни святых может иметь сильное влияние на нравственное состояние общества. Вообще, идеал лежит в основании любого этического учения. А значение нравственного идеала в воспитании подрастающего поколения несомненно для всех, т.к., как он является совершенным воплощением представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Причина этого в том, что идеал наиболее близок миру ребенка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями. Идеал учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло. Он лежит в основе формирования мировоззрения учащихся. Современная педагогика свидетельствует, что «на детскую душу прекрасный поступок действует точно так же, как прекрасное явление природы или произведение искусства потому только, что они прекрасны, что они соответствуют существенным потребностям человеческой души».

Однако, такое влияние на общественную и личную нравственность идеал может оказать при условии существования самой потребности в нем. Поэтому формирование такой потребности должно стать в ряду задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Отрадно, что совместная работа Церкви и государства в этом направлении продолжается второй год с введение в школы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является предмет «Основы православной культуры». Башкортостанская митрополия активно включилась в процесс подготовки педагогических кадров, которые будут вести этот предмет в школах. В течение всего уходящего 2013 года отделы религиозного образования и катехизации всех трех епархий, входящих в состав митрополии, ежемесячно, а иногда и еженедельно участвовали в работе  курсов по подготовке школьных педагогов, оказывая им методическую помощь в рамках предмета «Основы православной культуры».

Впрочем, формирование потребности в высоком нравственном идеале в нашем российском обществе должны происходить не только в стенах средних школ, но во всей полноте общественной жизни. В свою очередь отсутствием такой потребности обусловлено неблагополучное в нравственном отношении состояние нашего общества.

В этом смысле образ жизни преподобного Сергия становится особенно актуален для нас. Святой, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития» как некий общечеловеческий идеал. Все основные составляющие идеи «высокого жития» преподобный сформулировал в своем завещании ученикам: «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». «Ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», – говорил преподобный Сергий Радонежский.

Выдающийся русский историк Василий Осипович  Ключевский писал, что «примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас — был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и  не чаем, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна».

Приветствуя участников Вторых епархиальных Чтений Нефтекамской епархии, желаю, чтобы плодом ваших совместных с государственными и общественными деятелями усилий  стало дальнейшее объединение и эффективное сотрудничество на поприще духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и нравственного оздоровления всего общества. Последнее является важнейшим условием не только дальнейшего благополучного его развития, но условием исторического выживания в качестве суверенного, уникального в своих душевных качествах  русского народа.

Хочу свое выступление закончить словами Святейшего Патриарха КИРИЛЛА: «Нас многому учит святой преподобный игумен земли нашей Сергий, Радонежский чудотворец. И припадая к его мощам, вознося молитву к нему, будем просить великого предстателя пред Богом, чтобы дал нам силу и мудрость прожить жизнь так, чтобы хотя бы частица благодати преобразовала и наши жизни, наши души, давая нам надежду на переход от смерти к жизни».

 

Глава Башкортостанской митрополии
митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон