Доклад митрополита НИКОНА на МФ «Воспитание патриотизма и толерантности, языковой культуры, сохранение и развитие родных языков в поликультурном пространстве»

Уважаемые члены президиума, участники и гости конференции!

 

В современном нам мире, переживающем беспрецедентное увеличение интенсивности межнациональных, межкультурных контактов обнажилась проблема как сохранения национальной и культурной идентичности, так и взаимного восприятия, сосуществования и сотрудничества наций и культур. В этой ситуации исторический опыт многонационального, поликультурного и многоконфессионального российского государства может дать ответ на многие ставшие актуальными вопросы. О положительном содержании этого опыта, можно судить по такому  показателю как процент межнациональных браков. Особенно эти показатели высоки в нашем регионе. В РБ, как примерно и в РФ, эта цифра по официальным данным достигает около 30-35 %. Однако в реальности, учитывая то, что во многих формально моно-национальных семьях один из супругов, а иногда и оба фактически родились в межнациональных семьях, процент межнациональных браков по мнению уфимских ученых реально достигает очень высокого показателя - 70 %. Такое количество межнациональных браков возможно только в случае наличия взаимного доверия людей разных национальностей.

Очевидно, что истоки этого доверия лежат в общей исторической судьбе народов России. И в то же время существенное влияние на формирование взаимного доверия оказали особенности российской духовной среды, в которую входили народы на разных этапах отечественной истории. Вряд ли кто -то будет отрицать то, что ядро этой российской духовной среды составляет русское православие. И в рассматриваемом нами аспекте о русском православном народе можно сказать, что он на практике смог реализовать тот высокий идеал межкультурных и межрелигиозных отношений, который в 1 веке явил и завещал апостол Христов Павел. Апостол Павел во время встречи с именитейшими греками в афинском Ареопаге обратился к ним — язычникам по вероисповеданию - с такими словами: « Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы ОСОБЕННО набожны: ибо, проходя и осматривая ВАШИ святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "НЕВЕДОМОМУ БОГУ..."».

Для нас в этих словах крайне важно отметить, что хотя апостол и не разделял религиозные представления афинян, он с уважением относился к их благочестию и набожности. Это уважительное отношение к духовным и нравственным качествам людей другой культуры русские православные люди восприняли за образец и воплотили его в практике межнациональных отношений.

Следовательно, верность человека, как представителя той или иной культуры, своим религиозным традициям, приверженность высоким нравственным идеалам и ценностям — вот подлинное основание и залог уважительного отношения к нему со стороны других людей. Причем, как было уже упомянуто, всему этому не мешает тот факт, что содержание самих традиционных религиозных представлений, может взаимно и не разделяться.

Действительно, даже у военных противников взаимно уважается такое проявление патриотизма, как жертвенная готовность положить свою жизнь на поле боя за свое Отечество. Между народами уважается и разделяется бережное отношение к семейным традициям: почитание старших, супружеская верность, забота о детях. Уважается, как говорилось выше благочестие и набожность, выражающиеся в благоговейном почитании своих святынь и в стремлении к высоким нравственным идеалам. Честность и  трудолюбие, милосердие и сострадательность — во всех народах чтутся и взаимно уважаются и разделяются. Как и напротив: гордыня. лицемерие, продажность, жадность, безудержный эгоизм — могут только вынужденно терпеться и то до времени. А уже распущенность, пропаганда разврата, супружеских измен и  извращений могут терпеться только в нравственно больном обществе.

Наша история свидетельствует нам, что взаимное уважительное отношение к благочестию и набожности между нашими народами делало возможным многовековое существование обширнейшей многонациональной Российской империи. В свою очередь борьба с религией в течение всего 72 лет, глумление над святынями привело к взаимному отчуждению народов и распаду великой державы. Все этого говорит о том, что верность традиционной морали в каждой из культурных сред является прочным основанием не только добрососедства, но и многовековой солидарности разных народов в едином поликультурном обществе.

Этот аспект исторического опыта существования российской многонациональной культуры может дать как нам современным россиянам, так и миру больше, чем современная западная «толерантность», за которой, как правило, скрывается взаимное равнодушие и вынужденное обстоятельствами невольное терпение при взаимном срытом неуважении.

К сожалению, в наше время мы являемся свидетелями того, как демонстративный отказ в европейских странах на государственном уровне от верности традиционным христианским семейным ценностям, а также подмена христианской морали «либеральными стандартами» возымели своим следствием апологию права на публичное глумление над религиозными святынями, права на пропаганду развращений и пороков.

Несомненно, что именно эта измена европейских обществ своим же духовным и нравственным идеалам христианства перед лицом нагло вторгающегося в их общественную жизнь порока используется вербовщиками террористов. Возмущение некоторых рядовых мусульман Европы публичной пропагандой извращений  и, как можем предположить, презрение на этой почве к европейскому обществу — становится морально -психологической основой для их бесчеловечной пропаганды. Поэтому, как ни печально это констатировать, но европейские общества в том нравственном состоянии, котором они в данный момент пребывают, обречены на межэтнические конфликты.

Сами же по себе национальные, культурные, религиозные различия народов не таят в себе угрозы возникновения конфликтов. Имело место, как в истории, так и в настоящее время лишь злонамеренное искажение и искусственное противопоставление этих различий для решения своекорыстных политических и экономических задач, а именно - для разжигания войн.

Но традиционные религии в своем неискаженном виде привержены идеалам мира, согласия и взаимного уважения. Они воспитывают своих последователей согласно высоким образцам морали и святости. Можно сказать, что почитаемые в разных религиях святые выступают своего рода невидимыми послами мира и согласия между народами. Так же и высоконравственные люди, хотя и принадлежащие разной крови и духу, не могут желать друг другу зла и испытывать взаимную ненависть и презрение.

По этой причине язык и культура разных народов в поликультурном обществе только тогда смогут решать свою консолидирующую роль, когда будут служить средствами хранения, передачи высоких нравственных идеалов и воспитания высоких образцов поведения, бережно хранимых в лоне традиционных религий. Православная Церковь убеждена, что укрепление традиционной морали будет напрямую способствовать развитию взаимоуважения в межнациональных отношениях.

Сердечно желаю участникам конференции плодотворной работы. Искренне надеюсь, что результаты сегодняшних встреч и совместных обсуждений не только подтвердят исключительно важную роль национальных традиций и культур, но и будут способствовать реальному нравственному оздоровлению и укреплению солидарности российского поликультурного общества.

Митрополит Уфимский и Стерлитамакский НИКОН