Калинина Л.Х. Краеведние – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

Доклад на III церковно-общественном форуме "Табынские чтения" (г.Уфа, 29.10.2013)

*Калинина Л.Х. - учитель школы № 10 г. Уфы, старший преподаватель воскресной школы при Кафедральном соборном храме Рождества Богородицы


Родной край, наша малая Родина, это территория Республики Башкортостан и я как учитель географии стараюсь во внеурочное время поближе познакомить детей существовавшим ранее храмами Уфимской Митрополии, её новомучениками и исповедниками. Ибо теория всегда должна подкрепляться практикой.

В 2001 году наши ученики воскресной школы совершили поездки по Салаватскому (Еланыш), Давлекановскомому (Шестаево), Караидельскому (Барский Урюш) районам, а в 2012 по 2013 годах мы собирали сведения в  Ишимбайском, Бирском, Благовещенском, Бакалинском и Нуримановском районах.

Проанализировав поездки, мы поняли, что брать много детей неэффективно, так как дети начинают отвлекаться, развлекаться, больше общаются друг с другом, и мы решили брать по два или идеально – по одному ученику. Дитя находится под контролем, то есть не отвлекается на посторонние разговоры, настроен на работу, более внимателен. Как сказано в Писании Самим Христом: «Много званных, но мало избранных».

Были случаи, когда я и двое детей записываем рассказ одного старожила и каждый из нас уловит то, что второй и третий не заметят. Поэтому после приезда мы печатаем свои полевые записи и совмещаем в одну сборную запись или статью.

В наших поездках дети встречаются с интересными людьми, как например Александром Павловичем Белоусовым, из Устье Яман-елги, духовное чадо о. Моисея, послушник Уса-Степановской церкви (место последнего служения о. Василия Гундяева, деда патриарха Кирилла), Иваном Павловичем Молчановым из села Артакула, который построил храм на свою пенсию новую Артакульсткую церковь, Петром Ильичом Чистяковым, который установил 3 креста на местах разрушенных церквей Бирского района (кстати, одна из этих церквей уже возрождается – в с. Старопетрове). В глазах и в понимании наших школьников и школьниц это люди, на которых хочется равняться, люди достойные уважения и подражания, люди – служители и подвижники, совершающие свой маленький подвиг на маленьком участке великой России.

А бесценные рассказы старожилов о священниках, которые были расстреляны или угнаны в Сибирь или на север России, таких как о. Павел Похваленский, о. Николай Желателев, о. Григорий Вершинин.

Дети слышат рассказы от бабушек, которые спасали иконы или церковные книги, когда были ещё маленькими девочками. Ведь в те времена, это было очень опасно, и Господь даёт им здравие и долголетие, даёт возможность дождаться нас и рассказать свои бесценные истории. Запомнился мне случай, когда с нами была девочка Сапатова Дарья, ученица 4 класса, пожилая женщина из села Артакул рассказала, как жил в их селе праведник поневоле, который отсидел 25 лет за то, что когда он учился и 4-м классе (так же как и Дарья), его попросила учительница расшифровать слово «СССР», он ответил «смерть Сталину, свободу России!» Надо думать, что ребёнок это не сам придумал, а услышал от взрослых, тем не менее, его отправили на 25 лет в самые суровые лагеря – на Колыму. Причём, там его не кормили, так как он не мог ещё работать, и он побирался по людям,  кормить начали, когда ему исполнилось 18 лет и он начал работать как взрослый.

И как часто бывает обидно, когда приезжая в село и спрашивая ту или иную бабушку нам отвечают: «Опоздали, вот приехали бы месяц, год назад была ещё жива, могла бы многое рассказать, ей за 90 лет уж было…» Но как и два года назад, и 10 лет назад, проблема в транспорте…

Ребята видят красивые храмы в городах Ишимбае, в Белебее, Нефтекамске, Бирске (причём дети посетили все 3 бирских храма в один день – Троицкий собор, Михаило-Архангельская и Казанско-Святительская церкви) и те храмы, которые ждут – не дождутся своего часа восстановления (Шестаево, Болотино, Байки, Карагаево и т.д.). И те часовни, например, как в хуторе Новомихайловском-Назарском Зианчуринского районе, где осталось всего 7 дворов, а жители построили часовню на месте снесённого храма.

Наши дети принимали участие в установке крестов. Например, в селе Покровском (Рыбноозере) Благовещенского района, причём, сначала всей гурьбой под началом о. Виктора Иванова дружно вычищали это место, срубали деревья, сорные кусты, убирали мусор и камни, а как дети радовались, найдя ёжика, поселившегося в центре фундамента храма, и радостно носились с ним, а потом оставили его в кустах, чтобы местные ребятишки не повредили ему. И всегда наши ребята проводят миссионерскую работу, раздают газету «Епархиальные ведомости», которые заблаговременно набирают побольше перед поездкой, иконки, свечки стареньким бабушкам, которые давно никуда не ходят или не выходят из домов. Были случаи, когда взрослые дети запирают своих стареньких родителей дома, ибо боятся, что они уйдут и потеряются, и опрос проводиться буквально через форточку.

А как красива природа Южной Урала, то широкие просторы – степные районы, то хвойные северные леса, а чистый воздух, которым никак не надышишься. Дети целый день на воздухе! Наги поездки не только историко-краеведческие и духовно-нравственные, но и телесно-оздоровительные.

Ну и конечно, интересно увидеть те предметы быта, которых в городе уже не увидишь: чугунки на печках, колодцы с журавлями, мазанные глиной сарайки, старинные дворики с каменухами. Это вызывает неподдельный интерес к истории и культуре быта ушедших поколений.

Итогом нашей работы будет книга-справочник о храмах Уфимской Митрополии и материалы для отдела по канонизации святых. Во-вторых, дети своими глазами увидели гибнущие храмы – памятники нашей истории и культуры, и теперь они понимают, что надо сохранять и возрождать православные святыни.  Фото-отчёты о поездках  представлены как  в газете «Уфимские Епархиальные Ведомости», так и  на сайте Уфимской епархии и «Православные Лики России», а так же на  иных православных сайтах.