Ларионова М.Е. За преподавание «Основ православной культуры» придется еще побороться

27.08.2012 в Институте развития образования Республики Башкортостан прошел круглый стол «Готовность общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан к введению и реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Впервые были приглашены  представители традиционных конфессий республики – православия и ислама.  Однако добиться конкретных решений от круглого стола стоило больших трудов.

Одним из пунктов повестки дня было «Участие родительской общественности в реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Однако возможность выступить от родительского сообщества дали только одному человеку, и было ясно, что говорила она «то, что нужно»: в их школе единогласно выбрали светскую этику. Руководителю общественной организации православных родителей не было дано возможности высказаться. А между тем, именно права родителей явно нарушались при введении нового предмета. Вряд ли можно говорить об объективности, если известно, что во многих школах родителям вообще не предоставлялась возможность выбирать модуль. Не  уговаривали или давили, а сделали проще – объявили, что вводится новый предмет – Основы светской этики, а про остальные 5 модулей – молчок. Далеко не все родители в курсе решений Министерства образования РФ, результатов эксперимента по этому предмету, а потому  при отсутствии информации и вопросов лишних не возникало.  Например, в гимназии № 155 в заявлениях родителей, где были перечислены 6 модулей, было заранее подчеркнуто «Основы светской этики», а в школе № 10 в уже напечатанных заявлениях кроме «Светской этики» вообще больше ничего не упоминалось. Родителю нужно было поставить только подпись. Таких фактов еще много.

У епархии нет возможности проводить официальный опрос. Но если взять всех прихожан православных храмов, дети которых учатся в 4-м классе, то это гораздо больше 2 %. Многим кажется, что Церковь лезет не в свое дело. РПЦ в данном случае защищает не свои права как организации, а права своих прихожан – обычных граждан, которые придерживаются православной веры и хотели бы выбрать для своих детей изучение «Основ православной культуры». Получается, что им не дают такой возможности.

Следующий вопрос – качество преподавания нового предмета. Подготовка проходила не на должном уровне, поскольку на курсах повышения квалификации преподаватель (а это в основном учителя младших классов, вовсе не культурологи и не религиоведы) за неделю должен был изучить все 6 модулей. Так, день отводился на светскую этику, день на православие, день на ислам и  т. д. Разве возможно за такое время обучить преподавателя практически с нуля?  Представители епархии не были допущены к общению с преподавателями, хотя еще на Епархиальных Табынских Чтениях в декабре 2011 года такая просьба от епархии поступила.

Последним пунктом повестки дня значилось: «Взаимодействие светской и религиозной части общества в реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан». Однако оказалось, что говорить пока не о чем, поскольку взаимодействия попросту нет. Ни с мусульманами, ни с православными. В предложенной резолюции говорилось очень размыто – «развивать сотрудничество». Руководитель Отдела религиозного образования Уфимской епархии протоиерей Роман Хабибуллин предложил подписать официальное соглашение о сотрудничестве с Министерством образования РБ на основе того соглашения, которое подписано уже 20 лет назад между Московской Патриархией и Министерством образования РФ. С трудом удалось добиться внесения соответствующей поправки в резолюцию и публикации резолюции. Но теперь это уже конкретное решение. 

Мы надеемся, что на основе подписанного соглашения епархия сможет договориться и об участии епархиальных специалистов в подготовке преподавателей ОРКиСЭ, и о соблюдении прав православных родителей.

Методист Отдела религиозного образования Уфимской епархии М. Ларионова