Муравьева О.Е. Значение церковно-приходской воскресной школы в деле духовно-нравственного воспитания детей

Доклад на III церковно-общественном форуме "Табынские чтения" (г.Уфа, 29.10.2013)

В декабре 2012 года Синодальным отделом Русской Православной Церкви был утвержден «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. В пояснительной записке мы читаем, что обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. Воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью при приходах стали появляться в 90-е годы XX века с началом возрождения церковной жизни в России. За двадцать лет наблюдалась положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о повышении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде.

И действительно, основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и школа. Эти сферы взаимосвязаны и неразделимы. В семье закладываются основы духовно-нравственного воспитания ребенка, но для его духовного становления и роста необходимо быть членом Церкви, а в трудном деле воцерковления семье оказывает большую помощь именно церковно-приходская воскресная школа

Принято считать, что основная задача православных воскресных школ – это просвещение и научение Закону Божию детей прихожан. В то же время протоиерей Глеб Каледа считал, что церковная школа должна быть, прежде всего, школой воспитания благоговения и христианской нравственности, школой радости, выполняющей задачу «культивирования» интереса к богословскому просвещению, поскольку «жить одной верой, без христианского просвещения, очень трудно» [4, с. 109]. Поэтому на самом деле основной задачей воскресных школ является не передача информации о Священной и Церковной истории, а воспитание чувства благоговения и любви к Богу и к людям, «связывание» души ребенка с Церковью.

В связи с этим, воскресная школа в деле воспитания помогает ребенку осмыслить такие важные онтологические понятия, как Бог, мироздание, жизнь; знакомит с наукой о самом себе, давая ему истинное представление о смысле и назначении его жизни, и подготавливает его к таинственной молитвенной жизни, к приобретению и осмыслению собственного духовного опыта – опыта Богообщения.

Разнообразные формы занятий, общая храмовая молитва, активное участие в богослужении и любой общий труд на пользу Церкви, совместные чаепития, паломнические поездки, участие в различных конкурсах и мероприятиях, организуемых отделом по работе с воскресными школами, сближают детей и способствуют общению, в котором так нуждаются современные дети и подростки.

В стороне не остаются и родители, они активно участвуют в жизни воскресной школы, вовлекаются в учебно-воспитательный процесс воскресной школы, продолжают свое воцерковление, и в некоторых случаях даже берут пример со своих детей и изучают параллельно сами основы православной веры.

Воспитательная среда церковно-приходской воскресной школы, основанная на заповедях Божиих, формирует особое отношение детей ко всему:

  • К родителям, учителям и старшим – почитание, уважение, послушание;
  • К сверстникам – внимательность к своим поступкам и словам по отношению к ним – как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте;
  • К своей Родине – если Бог призвал тебя из небытия в бытие именно здесь, то это не случайно, на этой земле ты рожден, это и есть твоя родина, Отчизна - отсюда истоки патриотизма;
  • К природе – окружающий мир – это мир, Богом сотворенный, мир Божий, поэтому нужно беречь его.
  • К делам, поступкам, учению – начинать с молитвы, внимание, собранность, ответственность, качество и доведение до конца.

И главное, воскресная школа показывает ребенку путь к духовному росту, путь святых. Святость – вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый. Недостижимый в своей полноте, т.к. святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями.

Таким образом, церковно-приходская воскресная школа не только дает  правильную передачу детям знаний о Боге, мире и человеке, сколько способствует формированию в них глубокого христианского мировоззрения, твердых убеждений, развитого нравственного чувства.

А также старается решать задачи, обусловленные современным состоянием общества: формирование духовной и нравственной ответственности; изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии; формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека, взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания.