Никон (Васюков), митр. Доклад на открытии II Табынских чтений

То, что наши чтения проходят в республиканском конгресс холле, где встречаются государственные деятели федерального и регионального уровня, обсуждаются проблемы государственной важности и принимаются ответственные решения, придает теме нашего собрания соответствующий высокий, государственный уровень. Значение духовно-нравственного воспитания подтверждается содержанием базового для Федерального Госстандарта образования документа «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». На самом высшем государственном уровне заявлялось, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».

Не будет преувеличением сказать, что духовно-нравственного воспитания – вопрос национальной безопасности для России. И это утверждение  не является риторическим. Восстановление традиций воспитания имеет самое непосредственное отношение к восстановлению российского народа после пережитых им потрясений. Ведь народ возникает и развивается вокруг определенного культурного ядра,  или как говорят - мировоззренческой матрицы. Соответственно сохранение культурного ядра является залогом существования и развития народа в истории. А именно это культурное ядро российского народа, его мировоззрение претерпело в последнее время культурный шок, потрясение. В свое время Президент Путин В. В. сказал, что «эти трудности едва ли не привели к исчезновению многих духовных, нравственных традиций России».

Святейший Патриарх Кирилл на встрече 9 февраля этого года В. В. Путина с руководителями традиционных религиозных общин России очень жестко оценил 90 – е годы, сравнив их со «Смутой 17 века, с наполеоновским нашествием, с гитлеровской агрессией и с Гражданской войной». По словам Святейшего в конце 20 века «угроза для существования государства была колоссальная», хотя в эти же годы и открылись новые возможности, в том числе и для свободы совести. Потрясение пережили система государственного устройства, армия, система здравоохранения, образования и культура и другие. В ходе перестройки всех сторон политической, экономической жизни страны  стало считаться старым, а значит отжившим свой век все традиционное, родное, отечественное. То, что созидалось и приумножалось нашими предками, то, что составляло честь и славу нашего Отечества. К примеру, словосочетание «военно-патриотическое воспитание» либерал-демократы стали бойко клеймить как фашистское, националистическое.

Не будет преувеличением сказать, что против российского народа либерал - демократическими силами была начата информационно-психологическая война, суть которой - в нанесении народу тяжелой культурной травмы. Произошло «насильственное, неожиданное, репрессивное внедрение ценностей, остро противоречащих традиционным обычаям и ценностным шкалам». Оценка этому явлению была дана накануне президентских выборов в обращении Патриаршего совета по культуре к будущему президенту России: «Кризис культуры – это один из самых опасных кризисов для любого общества: он размывает ценностный базис жизни нации … лишает народ будущего».

В модель культурной травмы хорошо вписывается русская Смута начала 17 века. В том же веке автор первого на Руси трактата «Политика» хорват Юрий Крижанич ввел слово чужебесие как смертельно опасное для народа внедрение чужих нравов и порядков. Он писал: «Ничто не может быть более гибельно для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка, и желание стать другим народом».

Культурная травма, нанесенная советскому народу в начале 90-х годов привела к тяжелому душевному разладу у большинства граждан. В результате перестройки масса людей утратила связную картину мира и способность к логическому мышлению, выявлению причинно-следственных связей. Это выразилось в удручающих цифрах статистики: количество суицидов, будучи высоким с 80- х годов, по данным международных источников к 1992 году достигло 46 случав на 100 тысяч населения. И это притом, что ВОЗ считает высоким, угрожающим национальной безопасности, уровнем самоубийств 20 случаев на 100 000 населения. Те же источники говорят о том, что с 1992 по 2007 года РФ занимала в мире первое место среди развитых стран по суицидам. И хотя количество их немного снижалось, но лишь  с 46 в 1992 году до 36 случаев в 2007 - м.  Кстати, Республика Башкортостан  по данным Госкомстата России в 2008 году занимала третье место в Приволжском федеральном округе по суицидам с числом, превышающим среднее значение по России - 46, 9 случаев на 100 000.  А к удручающей статистике смертности не только вследствие заболеваний и естественных причин, а в результате ДТП, от алкогольного и наркотического отравления, убийств, на производстве - мы уже привыкли. И все это – результат утраты смысла и цели жизни нашими гражданами, утраты отношения к своей и чужой жизни как священному дару, следствие неспособности справиться с внезапными и разрушительными изменениями в их жизни, отсутствия нравственного иммунитета перед искушениями и потрясениями в общественной жизни.

 Но, слава Богу, в главном план либерально-демократического переустройства России оказался утопическим и выполнен не был. Большинство населения не изменило своего представления о том, что такое народ. Оно продолжает именно себя считать народом, а не «новых русских» и не либеральную интеллигенцию. Люди до сих считают себя народом, а демократию - властью большинства народа. И до сих пор удивляются тому, что Запад явно поддерживает ничтожное меньшинство - какие-то «демократические группы в России». Хотя при этом либерально-демократическое меньшинство не оставляет надежд на организацию и проведение в России на зарубежные деньги очередной цветной революции, или варианта арабской весны (это было подтверждено председателем Совета Безопасности России Николаем Патрушевым на прошлой неделе), российский народ не признал за ним право говорить от его имени. Но все же, как сказано в упомянутом обращении к Президенту, «в 2000-е годы мы стали вновь обращаться к ценностям, благодаря которым многие века жила, трудилась и побеждала Россия».

Значительно усилилось участие Церкви в разрешении актуальных социальных проблем. 4 апреля в итоговом документе совещания Высшего Церковного Совета РПЦ было отмечено, что  Церковью оказана «помощь тысячам людей во время пожаров 2010 года, осуществлен сбор средств и вещей для малообеспеченных категорий граждан, ведется разноплановая работа с детьми и молодежью. Приход многих сотен тысяч людей показал способность Церкви объединять миллионы людей в молитве, добрых делах, заботе о будущем народа». На встрече 8 декабря Сергея Шойгу со святейшим Патриархом новый Министр обороны отметил, что с теплотой вспоминает «ту большую работу, которая проводилась МЧС вместе с Русской Православной Церковью и у нас в стране, и за рубежом … Это касалось и оказания помощи беженцам из Боснии и Герцеговины, помощи нашим единоверцам в Косово и Метохии, помощи при землетрясении на Сахалине. Большая работа была проведена по оказанию духовной помощи при трагедии, которая произошла в Иркутске.

Надо отметить, что Уфимская митрополия принимала активнейшее участие в сборах средств пострадавшим от пожаров в России, активисты епархии были в числе первых на месте взрывов в мае 2011 года в с. Урман Иглинского района. В Башкортостанской митрополии при храмах  действуют «Православный центр реабилитации наркозависимых» (при Спасском храме г. Уфы), «Православное общество трезвения», «Православный центр психологической помощи семье», «Православный центр по реабилитации наркозависимых в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Православный центр кризисной беременности «Ты не одна» в г. Туймазы.

Взаимодействие Уфимской епархии с государством осуществляется на правовой основе в виде соглашений о сотрудничестве. Были заключены соглашения с  Военным Комиссариатом Республики Башкортостан Министерство чрезвычайных ситуаций России по Республике Башкортостан, МВД, ГУФСИН, Федеральной службой по контролю за незаконным оборотом наркотиков по РБ.

Но, как отмечено в обращении к президенту антицерковным силам в России претит «усиление Православия…, их пугает возрождение национального самосознания и массовой народной инициативы. Такие люди немногочисленны, но некоторые из них обладают влиянием и готовы использовать свои финансовые, информационные и административные ресурсы для дискредитации иерархов и клириков, для порождения расколов и отторжения людей от храмов. К этим силам присоединяются те, кто продвигает ложные ценности агрессивного либерализма».

Эти силы обличили себя желчными комментариями на общероссийское поклонение Поясу Пресвятой Богородицы, нападками в московских и петербургских СМИ на Святейшего Патриарха, поддержкой кощунственной акции панков в храме Христа Спасителя.

И в то же время с другой стороны подавляющее большинство нашего народа испытало здоровое чувство отвращения, узнав, что эта группа вытворяла не только в храме, но и вообще в других своих акциях. Это - очевидный признак нравственного оздоровления наряду не только с упомянутым общенародным поклонением святыне, связанной с Пресвятой Богородицей и другим святыням, но и с феноменальным успехом фильма «Остров» и книги архимандрита Тихона «Несвятые святые».

Все это означает, что в российском народе жива потребность в нравственном оздоровлении. Конечно, государству здесь принадлежит важная и конструктивная роль. В своем послании Президент РФ Путин В. В. подтвердил этот тезис словами: «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение». Среди систем и институтов, которые непосредственно воспроизводят народ, система образования является одной важнейших. В том же «Обращении Патриаршего совета… » образование, воспитание и культура названы питомниками формирования высоких идеалов, нравственного ориентированного мировоззрения. «Именно эти питомники и призваны учить людей, принадлежащих к разным религиозным традициям, а также людей нерелигиозных, задумываться о нравственной стороне поступков, осознавать свою общность, чувствовать себя единым народом». Поэтому совершенно справедливо звучит просьба В. В. Путина к Правительству РФ- «подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты… не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность».

В осуществлении перечисленных задач особое место принадлежит школе. Школа воспроизводит народ в его следующем поколении в его культурной идентичности. И в этом смысле судьбоносным может стать для нашего народа введение в школах РФ (пока для учащихся 4-х классов) с этого учебного года в качестве обязательного комплексного курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). В рамках курса родители могут выбрать для своих детей один из шести предметов: Основы православной культуры, Основы мусульманской культуры, Основы иудейской культуры, Основы буддийской культуры, Основы мировых религиозных культур и Светская этика. Введение ОРКиСЭ в школах является признанием со стороны государства и общества вывода, который неизбежно следует из анализа всей общечеловеческой истории, вывода о том, что  особой, ключевой частью центральной мировоззренческой матрицы, содержанием культурного ядра вокруг которого собирается народ, является религия, Русский философ протоиерей Сергий Булгаков писал о прямой связи между религиозным и национальным сознанием: «Национальная идея опирается не только на этнографи­ческие и исторические основания, но прежде всего на ре­лигиозно-культурные, она основывается на религиозно-культурном мессианизме, в который с необходимостью отливается всякое сознательное национальное чувство». Религия становится одной из первых мощных сил, соединяющих людей в этнос. Реальный человек всегда погружен в национальную культуру, развитие которой во многом предопределено религией.

В подавляющем большинстве регионов России введение ОРКиСЭ повлекло за собой  установление постоянных контактов и сотрудничества между органами образования и представителями Церкви. На сегодняшний день в более 40 из 83 –х регионов РФ региональные управления образования заключили соглашения о сотрудничестве епархиями РПЦ. И надо понимать эта цифра будет постоянно увеличиваться. В РБ между Уфимской епархией и Министерством образования подписания соглашения о сотрудничестве – дело ближайшего будущего. Проект соглашения согласован обеими сторонами и скоро будет назначена дата его подписания. Это выведет наше сотрудничество на другой уровень, позволит Церкви, мусульманским и другим религиозным  организациям послужить во благо будущего нашего народа.

Введение в школах преподавания нового курса накладывает большую и взаимную ответственность на всех участников образовательного процесса.  Школе предстоит обеспечить как качественную подготовку педагогических кадров к преподаванию нового предмета, так и предоставить родителям возможность выбора из шести предлагаемых модулей того, который, по их мнению, поможет их детям расти ответственными и нравственными гражданами своего Отечества, стать носителями нравственного сознания. Как показывает действительность, это - не просто. Ведь то время, которое дается преподавателям для подготовки на курсах повышения квалификации в Институте развития образования, явно недостаточно для овладения не только  шестью предметными модулями, но и одного из них. Педагогам, не знакомым с религиозной культурой,  бывает проще выбрать для себя курс СЭ и не обременять себя углублением в непривычную область. Наверняка непросто решается вопрос о финансировании новой учебной нагрузки в школах. В этой ситуации, как мы предполагаем, иногда школе бывает проще «мягко подвести» родителей к необходимости выбора Светской этики, а не Основ православной или Исламской культуры. К нам в епархиальное управление поступали жалобы на то, что в некоторых случаях родителей даже не ставили в известность о содержании  курса ОРКиСЭ, о том какие предметы они вправе выбирать. Они получали уже готовые заявления с указанием в тексте, что выбирают Светскую этику.

С другой стороны сами родители выбирают из всех шести предметов Светскую этику, видимо потому, что не вполне осознают важность приобщения их детей именно к религиозной культуре. Судя по всему, они воспринимают этот предмет скорее как информативный, чем воспитательный. И надо отметить, что учебное пособие по Светской этике является сложным с точки зрения содержания, а кроме того оно предполагает наибольшие воспитательные риски.  Причину мы видим в том, что если религиозные этические системы имели своим основанием устойчивые, нравственные ценности, утверждали определенный моральный идеал  человека, то нерелигиозная этика вариативна. Это таит опасность нравственного релятивизма, убеждения об относительности всех норм морали. Дети, не имеющие значительного жизненного опыта, легко могут сделать вывод о том, что нет, и даже не может быть никаких   абсолютных нравственных истин, определенных понятий о добре и зле, четких ориентиров, что «хорошо» и что «плохо».

Справедливости ради надо отметить, что и православные родители не всегда выбирают Основы православной культуры (ОПК) видимо не желая создавать своим педагогам дополнительные трудности, а своим детям – проблемы. В этой ситуации Церковь, признавая за всеми участниками образовательного процесса права на свободу выбора, не может не указать на то, что выбором ОПК для своего ребенка в школе родители фактически декларируют или свою принадлежность к РПЦ или, по крайней мере, предпочтительное отношение к православной христианской традиции, культуре, ценностям. 

В пользу предмета ОПК говорят также его многочисленные предметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных  дисциплин: русского языка, литературы, истории. Многие образы, герои, мотивы их поведения, быт будут более понятны для учащихся благодаря изучению ОПК. Это делает его серьезным подспорьем в общем гуманитарном образовании. Он поможет нашим детям увидеть ту роль, которую имело Православие в формировании великой русской культуры, увидеть и понять те множества поколений, которые создали Россию, простирающуюся от Балтики до Тихого океана, как поколения именно православного народа. Осознание общности религии  с нашими предками более всего способствует обретению духовного родства с ними. Историческая память о наших предках и их трудах и подвигах, воспринимаемая через призму религиозного сознания, наполняет нас как народ силой особого духовного единства, формирует содержание того самого культурного ядра, без которого невозможно сохранение и существование нас как народа.  

Для того, чтобы донести родителям и педагогам суть введенного предмета ОРКиСЭ и предоставляемого в рамках его выбора православными педагогами и родителями в Уфе было создано и зарегистрировано в Минюсте общественная организация – Региональное Объединение Православных Педагогов и Родителей. 

Но тезис о взаимной ответственности сторон относится и к нам -  представителям Церкви. Мы должны наладить постоянное и конструктивное общение с органами управления образованием, школой и родителями. Для многих из нас это будет необычный формат общения. В котором второй стороной будет не привычная церковная паства, а люди, которые зачастую впервые встречаются лицом к лицу со  священнослужителем, или церковным человеком. Нам предстоит встречаться на систематической основе с педагогами – профессионалами, людьми, ежедневно совершающими свой подвиг служения обществу – воспитывающими подрастающее поколение, формирующими будущий российский народ. Иногда это будет встреча носителей двух мировоззрений – церковного и светского. В этой ситуации церковным труженикам следует проявить себя не только компетентными сотрудниками в том, что касается педагогики и православной культуры, но и доброжелательными, приветливыми, отзывчивыми помощниками. На обе стороны ложится задача, которая описана в проекте соглашения между Уфимской епархией и Министерством образования РБ, как «содействие совершенствованию подготовки и переподготовки педагогических кадров в области преподавания модуля основы православной культуры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Школьные педагоги, преподающие ОПК, могут положиться в этом на своих церковных коллег, которых насчитывается  только в нашей Уфимской епархии -  около 200 человек, а детей, обучающихся в приходских воскресных школах - более полутора тысяч,  т.е., примерно почти столько, сколько изучает в этом году ОПК в школах РБ.  

Что касается церковной жизни, то на приходах Уфимской епархии и Башкортостанской митрополии в целом нам следует и далее всемерно содействовать повышению уровня профессиональной подготовки церковных педагогов. Благо, что в Уфе уже третий год существуют двухгодичные епархиальные богословские курсы. Нам надо продолжить работу по разъяснению прихожанам всех вопросов, связанных с преподаванием  ОРКиСЭ, поставив ее  на постоянную основу. Эта просветительская работа должна вестись посредством проповедей и бесед, приходских газет и листовок, опросов прихожан. Приходам следует приветствовать деятельность Регионального объединения православных педагогов и родителей и благословлять прихожан участвовать в нем. Приходским священникам необходимо, как говорится по первому зову, откликаться на просьбы школьных дирекций и педагогов, посещая родительские собрания, а также лично проводить экскурсии по храму и беседы со школьниками. Расширению возможностей для ведения Приходом просветительской деятельности и нравственного воспитания должен послужить приходской интернет сайт, приходская газета, церковная библиотека. Ясно, что сам настоятель не в силах лично все это организовать и быть непосредственным руководителем всех направлений приходской деятельности. Для этого следует привлекать прихожан, а то, как они будут откликаться на просьбы настоятеля, будет свидетельством качества его пастырской деятельности на приходе.

В то же время для всех нас церковных людей вопрос выбора родителями ОПК в школах - это вопрос поддержки и развития патриарших инициатив. По тому, как родительское сообщество отреагирует на предложенный ему выбор, будет составляться мнение о роли Церкви в конкретном российском регионе.

Для нас отрадно, что региональные органы управления образованием проявляют регулярно желание сотрудничества с Церковью. Как накануне введения ОРКиСЭ в школах в конце августа, так и на протяжении трех последних месяцев проходят частые встречи между представителями  Уфимской епархии и Института развития образования РБ, а также священниками  и сотрудниками районных отделов народного образования, церковными педагогами и родителями в средних школах. Например, в Уфе, кроме упомянутого круглого стола, прошли там же в Институте развития образования две встречи с православными педагогами, в Ленинском районе в гимназии № 39 прошел круглый стол на тему введения ОРКиСЭ в школы с участием представителя епархии, регулярно проходят встречи родителей со священником в рамках преподавания ОРКиСЭ в школе № 35 г. Уфы и других школах.

Введение ОРКиСЭ  в школах  дает шанс объединиться обществу и религиозным организациям, духовенству и педагогам, людям светским и церковным, всем взрослым на поприще, которое потребует от нас особой честности, неформального подхода и ответственности. Это поставит перед нами новые и непростые задачи не только педагогического плана, но и нравственного. Ведь учить нравственности и не подтверждать свои слова личным примером – значит собственными руками перечеркивать уже сказанное. А это не только явит нашу педагогическую несостоятельность. Ведь школа не только учит детей, но воспроизводит народ. Соответственно наша педагогическая несостоятельность угрожает нравственной и духовной несостоятельностью нашего народа в ближайшем будущем. И если без твердых нравственных убеждений конкретный человек еще и сможет как – то выжить хотя бы как отдельный индивид, но народ, не являющийся носителем нравственного сознания, которое всегда имеет конкретные религиозные истоки и воплощено в конкретные религиозные культурные традиции,  обречен на исчезновение.

Отсюда лучшее, что мы сможем сделать для будущего наших детей, для будущего нашего народа – объединиться в признании того, что  основным содержанием того культурного ядра, который формирует нас как конкретный российский народ, являются наши традиционные духовные, и, прежде всего, религиозные и  нравственные ценности. Это даст нам силу не только выстоять перед вызовами и угрозами современной жизни, и не только обрести ясное представление о подлинных смыслах и целях нашего исторического бытия, но и обрести вдохновение и силы стремиться к этому будущему, созидая себя народ, державу, отечество и личность, достойные этого будущего.