"Религиозный путеводитель по Уфе: история и современность" - проект магистрантов ИФОМК

Борисова В.В., Гребешкова  А.А., Швецова О.С., Хмельникова  Л.В.,

БГПУ им.  М.  Акмуллы, г.Уфа

 

Религиозный путеводитель  по Уфе:  история и современность

Вступительное слово

Епархиальные Табынские чтения,  имея большое самостоятельное значение, тем не менее, могут быть расширены до обсуждения проблемы межконфессионального взаимодействия в образовательном плане.  В образовании и культуре важны идеалы и ценности всех мировых религий. Ценности христианства не входят в противоречие с иудаизмом и  исламом.

Наша республика, как и вся Россия – это особый, многонациональный регион. Отсюда вытекает необходимость широкого религиозного просвещения. На наш взгляд, кроме профессионального монорелигиозного образования необходимо именно широкое религиозное просвещение, воспитание всего общества с учетом его многонационального, многоконфессионального состава и региональных аспектов.

Наш проект связан с реализацией в ОУ РБ и России в целом нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Как известно, он включает в себя 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры». «Основы буддистской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». 

Не только в РБ, но и в России в целом родители по преимуществу выбрали интегрированный модуль и светскую этику. Это правильно. Не нужно разводить детей по конфессиональным нишам. Если следовать принципу толерантности, то необходим широкий подход. Представление о мировых религиях, прежде всего авраамических,  должно быть у всех образованных и культурных людей. Поэтому необходимо религиозное просвещение на интегрированной основе, а затем – преподавание светской этики.  Эта логика определяется наличием общего этического ядра, концептуальным  моральным единством всех мировых религий.

Достоевский в свое время мудро сказал: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью. Эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас же и создавалась граждански новая национальность. Взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после закона Моисеева, хотя и началась еще из закона Авраамова, а национальности мусульманские явились только после Корана. ..»

Реализация программы нового школьного предмета ОРКИ предполагает региональный компонент. Как он выглядит? В каких учебниках представлен?  Есть «живой учебник» – это божьи храмы в родном городе, селе, где живут школьники и их родители. Такое  религиозное знание может укрепить веру и  нравственность как человека, так и общества.

Текст-сопровождение  к  презентации

Слайд № 1.

Проект, который мы хотим представить  Вашему вниманию, носит название «Религиозный путеводитель: история и современность». Он предполагает разработку и реализацию программы религиозно-культурного просвещения учащихся, родителей и учителей с целью их знакомства с основами традиционных религий, подготовку соответствующих информационных, дидактических и методических материалов, создание «религиозной карты» Уфы, включающей в себя описание ее религиозно-культурных центров в рамках экскурсионного маршрута. В настоящее время     в связи с возрождением религии и духовных ценностей все больше людей устремляются в храмы и к святым местам. Практически ни один экскурсионный маршрут не обходится без посещения храма, почитаемого духовного места, будь то обзорная экскурсия по городу или тематическая экскурсия.

Слайд № 2.

Социально-гуманитарная задача:проект направлен на расширение религиозно-культурного кругозора подрастающего поколения, формирование у него необходимых духовно-нравственных ориентиров и общечеловеческих ценностей.

Слайд № 3.

Научная новизна определяется тем, что аналогичного культурно-образовательного проекта в рамках Уфы еще не существует. В существующем УМК «Уфаведение», разработанном в Институте исторического и правового образования БГПУ, представлены только фрагментарные материалы. Предлагаемый проект нацелен на систематизацию историко-культурных и краеведческих фактов в конфессиональном аспекте, что необходимо для решения конкретных образовательных и воспитательных задач.

Слайд № 4. Необычайную актуальность проект приобретает в свете введения в школьную программу нового предмета – ОРКиСЭ. Издательством «Просвещение» подготовлена серия учебников, соответствующих каждому модулю учебного предмета.

Слайд № 5.  Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Слайд №6. Как я  уже  говорила  ранее – курс  включает в  себя 6 модулей-учебников. Все они согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. 

В рамках проекта мы можем охватить православную культуру, исламскую и иудейскую. К сожалению, центра буддийской культуры в Уфе нет.

Слайд №7.

Проект направлен на развитие и укрепление толерантных отношений в нашей республике.

Слайд №8.

Целью реализации проекта является проведение экскурсий по святым местам города согласно религиозному путеводителю, составленному нами.

Слайд №9.

Впоследствии планируем организовать курсы подготовки для учителей. Президент Медведев сказал, что новую школьную дисциплину должны преподавать настоящие профессионалы, а не дилетанты. А где их подготовить, если не в педагогическом вузе?

Слайд №10.

Цены за экскурсии будут установлены существенно ниже, чем в обычных турфирмах, не имеющих специализированного уклона. Мы хотим привлечь как можно больше желающих. Цель проекта – образовательная, культурологическая, но никак не пропагандирующая ту или иную религию.

Слайд №11 - 13.

Основа проекта – идея религиозного туризма – это древнейший вид туризма, обладающий глубокими историческими корнями. Одними из самых первых религиозных туристов являлись средневековые паломники – странствующие богомольцы, религиозный туризм для которых становился смыслом жизни. Религиозный туризм представляет составную часть современного индустриального туризма. Собор, мечеть, культовый музей и духовные центры - это все туристические объекты, которые пользуются все растущим спросом.

Слайд №14.

Так выглядит первоначальный вариант карты-путеводителя. Включает в себя посещение четырех религиозных объектов города.

Слайд №15Одной из частей нашей экскурсии является ознакомление  учащихся  с основами христианской  религии. Как известно, христианство включает  в  себя три  направления: православие, католицизм,  протестантизм.

Слайд №16-17 .  В  рамках  конференции  мы  хотим подробнее остановиться на православие, а именно  на том,  как эта ветвь христианства  нашла  отражение  нашем проекте.

Слайд №18-20 .  Одной  из  точек  маршрута  нашей экскурсии является храм Симеона  Верхотурского. На примере  реально  действующего храма мы планируем ознакомить школьников как  в целом с основами  православной культуры, так и с историей священного объекта.

Примерно по  такому же сценарию происходит ознакомление и с другими религиозно-культурными центрами  нашей столицы.

Слайд №21.  Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. В соответствии с этими настроениями мы и развиваем свой проект.