РЕЗОЛЮЦИЯ IХ Табынских чтений «Великая Победа: наследие и наследники»

15 октября 2019 года в г. Уфе в помещении  Большого зала  собраний Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан,  Башкирской государственной академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан прошли IХ Табынские чтения, посвященные теме  «Великая Победа: наследие и наследники». Работа Табынских чтений проходила в рамках Пленарного и пяти секционный заседаний по следующим направлениям.

  1. Соработничество Церкви, государства и общества в деле укрепления народного единства.
  2. Роль духовно-нравственного образования в воспитании народа-победителя.
  3. Значение патриотизма в Великой Победе и жизни современного общества.
  4. Милосердие: исторический опыт и современность.
  5. Роль культуры в сохранении наследия Великой Победы.

Участники IХ-х Табынских чтений отмечают, что в последние десятилетия, как Церковь, так и государственные органы, общественные и традиционные религиозные организации плодотворно сотрудничают в деле духовно-нравственного воспитанию подрастающего поколения. Отрадно, что большинство организаторов воспитательной работы осознают необходимость опоры на традиционную мораль и нравственные ценности. Именно последнее способствуют осознанию того, что высшей гражданской ценностью является  народное единство.

В преддверии 75 годовщины Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне участники Чтений обратились к ней не только как историческому факту чрезвычайной важности и значения, но и высочайшей  для нашего отечественного самосознания идее, духовной и нравственной ценности. Выступавшие единодушно осудили факты антипатриотической пропаганды в некоторый СМИ, попытки оспорить героизм нашего народа, явленный им в этом величайшем испытании. Докладчики и участники Чтений признали, что причина, по которой наш народ победил, является его горячая самоотверженная любовь к Родине.  Соответственно современная воспитательная работа, проводимая всеми здравомыслящими сторонами нашего общества на всех уровнях должна иметь своей  главной целью единство общества и народа, а своей задачей – воспитание горячей любви к Родине всех ее сыновей и дочерей.

Участники Чтений, рассмотрев и обсудив опыт церковной работы и опыт других традиционный для России религиозных организаций, опыт государственной, педагогической и общественной работы по патриотическому воспитанию, в котором центральным событием стала Великая Победа, признали единодушие в оценках и согласие в  ее важности и необходимости. В то же время, налицо отсутствие должного уровня взаимодействия перечисленных сторон в ведении данной работы. Начало устранению этого недостатка должно быть положено признанием важности роста религиозных настроений в народе во время войны и того значимого материального вклада, которые внесли церковные приходы в дело Победы над врагом.

В ходе работы Чтений было признано, что обращение к педагогическому опыту Русской Православной Церкви, традиционно ведущей работу по патриотическому воспитанию, как подрастающего поколения, так и взрослых, может оказать значимую поддержку существующим в настоящее время формам и методам в светском обществе.  Это помогло бы, например, более полно использовать воспитательный потенциал предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в частности предмета «Основы православной культуры».

Немаловажной является поддержка учителей и воспитателей, успешно осуществляющих патриотическое воспитание. И здесь взаимодействие с Церковью открывает для них возможность высокой экспертной оценки и распространения их опыта через участие во инициированных Церковью Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» или конкурсах «Православный учитель» и «Серафимовский учитель».

Высокая задача патриотического воспитания детей и молодежи делает особо актуальной для традиционных религиозных организаций, государственных органов и общественных организаций задачу построения системы взаимодействия образовательных учреждений различных типов и видов, клубов, музеев, библиотек, центров и домов творчества и культуры, учреждений физической культуры и спорта и  других.

Важным направлением в укреплении народного единства остаются дела милосердия, развивающие в душах людей отзывчивость и сострадание. Особенно отзывчивы к ним сердца детей и молодежи, для привлечения которых к социальному служению существует широкий спектр волонтерских организаций. Организация «Православные добровольцы Башкортостана», созданная при Башкортостанской митрополии РПЦ уже плодотворно сотрудничает с другими волонтерскими организациями и открыта для дальнейшего развития форм добровольчества и методов волонтерской работы.

Все послевоенные годы ведется многоплановая и глубокая исследовательская работа по изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., и современная молодежь нуждается как в полной и доступной информации о ней, так и твердых нравственных оценках ее событий и совершенного боевого, трудового и молитвенного подвига нашего народа.

В то же время насущным стало формирование в общественном сознании нетерпимости к фактам подтасовки и фальсификации исторической правды о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Церковные музеи и библиотеки уже оказывают и в дальнейшем готовы сотрудничать в организации и проведении  тематических экспозиций и выставок художественных и мемуарных произведений, архивных документов, телепередач и фестивалей народного творчества, посвящённых теме Великой Отечественной войны, а также освещению и популяризации подвигов и имён участников Великой Отечественной войны.

Участники IХ Табынских чтений с удовлетворением констатировали высокий уровень взаимного доверия в рамках повседневной совместной деятельности по патриотическому воспитанию, что должно способствовать  дальнейшему развитию других форм духовно-нравственного воспитания на основании традиционных нравственных ценностей, каждая из которых и все вместе основываются на заповеди Любви – подлинном основании всякого единства.