Трезвость, освященная обетом

“Аще обещаеши обет Богу, не умедли отдати его” (Еккл.. 5, 3)

 

1 января 2014 года церковь чтит память святого мученика Вонифатия. Этому страстотерпцу люди молятся об исцелении от пьянства. Этот день в Спасском храме начался с Божественной литургии, после которой, по сложившейся традиции, был отслужен молебен с чином принятия обета трезвости. Это самая, что ни на есть, подходящая дата для принятия этого обета и начала новой жизни без алкоголя, табака и наркотиков.

Что же такое обет? И почему его принимают?

Обет – это добровольное обещание Богу посвятить Ему себя или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запрещенного законом. Традиция принятия обетов описана в Ветхом Завете. При произнесении слов обета неисполнение их считалось грехом.

Традиция принятия обетов воздержания от вина в России возникла в конце XIX в. и имела целью помочь людям избавиться от этого порока. Святой Царь-мученик Николай II говорил: “Трезвость народа – надежная основа его мощи и благосостояния”. Он был покровителем Общества трезвости в Санкт-Петербурге.

Обет трезвости в современном виде предполагает следующее: “не пить спиртного и не употреблять ничего наркотического, не склонять к тому других, не принимать никакого участия в различного рода предосудительных играх и не произносить скверных слов”. В наши дни обет трезвости является особым подвигом.

Обещания освящаются обетом для того, чтобы, с одной стороны, оградить изменяемость воли человека, обезопасить его от нарушения добродетели воздержания, так чтобы уже и не думать о соблазнах, с другой стороны, чтобы посредством церковного обряда привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания. Обет Богу даёт возможность эффективно и не агрессивно противостоять давлению алкозависимого окружения, а иногда это единственная возможность выйти с честью из пьяной компании.

Почему трезвость по обету имеет большую важность, нежели трезвость без обета? Потому что всякое доброе дело тем лучше и совершеннее бывает, чем с большею делается напряженностью душевных сил. Тогда оно делается с большим усилием духа, с большею обдуманностью, с большею любовью, решимостью и постоянством, нежели делаемое без обета.

епархия-уфа.рф