Виталий Игин: ...у детей складывается правильное мировоззрение

С ноября месяца прошлого года при Татианинском подворье Богородице-Табынского женского монастыря г. Стерлитамака открылась шахматно-шашечная секция для детей и подростков, руководителем которой является Виталий Владимирович Игин. 2 июня впервые состоялся сеанс так называемой «одновременной игры» в шахматы: 9-ти летняя Екатерина Манакова одновременно играла против трех человек. По времени турнир был рассчитан на 20 мин. По этому поводу состоялся диалог с преподавателем Виталием Владимировичем:

- Здравствуйте, Виталий Владимирович! Сегодня в воскресной школе Татианинского храма прошел сеанс одновременной игры в шахматы среди детей и подростков. Для нас это большая радость. Расскажите, пожалуйста, о цели Ваших занятий. Что они приносят учащимся? На что делается упор?

- Однозначно сказать мне трудно. Не смотря на то, что здесь мы играем в шахматы и шашки, мы не ставим перед собой задачу сделать из детей выдающихся спортсменов. Шахматы и шашки, в данном случае, являются связующим, облегчающим моментом для общения с детьми. А общение нам нужно с исключительной целью – воцерковление учащихся.

- То есть шахматы – это всего лишь инструмент?

-Так и есть. Ведь игра в шахматы предполагает выработку терпения, внимания, умения не обижаться, не гневаться, когда проигрываешь и не возноситься, когда выигрываешь. На все эти качества мы смотрим с евангельских позиций, вследствие чего у детей складывается правильное мировоззрение. В дальнейшем, если ребенок попадет в сложную жизненную ситуацию, он будет надеяться не только на свои силы, а, прежде всего, на помощь Божию. Наши занятия начинаются и заканчиваются молитвой. Также, во время тренировок, дети читают Евангелие.

-В православной среде бытует мнение о том, что играть в шахматы грех т.к. они вызывают чувство азарта. Что Вы скажете по этому поводу?

- Вы знаете, слово азарт не совсем здесь подходит. Азарт можно найти во всем, в любой игре, будь то шахматы или футбол. В любой игре присутствует момент соревнования, а соревнование предполагает  выигрыш. Достаточно вспомнить слова апостола Павла: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище  бегут все,  но один получает награду?» (1 Кор; 9:24).  Мы стараемся избегать слова азарт, потому что дети учатся не просто побеждать любыми путями, а терпеливо относиться к самой игре и к противнику. Так вырабатывается смирение. Не секрет, что проигрывая, любой из нас испытывает обиду, а у детей она проявляется очень ярко. Перед началом игры я предупреждаю учеников: мы только тренируемся – дабы избежать спортивного азарта и выработать чувство товарищества. Грех – это то, что удаляет нас от Бога, и в данном случае я не рассматриваю игру в шахматы как занятие, удаляющее от Бога. Наоборот, наши дети, в меру своих сил и возможностей, принимают участие в богослужениях, ходят на помазание. И мы со своей стороны также помогаем им исповедоваться и причащаться.

-Расскажите о Вашем общении с детьми на тему веры. Это происходит в процессе игры в виде неких наставлений, замечаний?

-Когда мы берем детей в свою секцию, происходит беседа с родителями, из которой мы узнаем, что, прежде всего, хотят сами родители здесь получить. Это уже стало неофициальным правилом. Почему так происходит? Всё просто: дети ходят в храм вместе с родителями, родители держат меня в курсе всех событий (например, как ребенок учится в школе, какие у него нагрузки, какое здоровье, как он ведет себя дома). Связь с родителями помогает найти главное - индивидуальный подход к каждому ребенку для того, чтобы не нарушить его психику. Родители должны понимать:  занятия в шахматно-шашечной секции не просто приятное времяпровождение. Я часто слышу, как дети говорят родителям: папа, а у нас в церкви не так. Папе приходится смиряться. Таким образом, у нас ведется индивидуальная работа на духовно-нравственных основах не только с учениками, но и с родителями. Она ведется и в процессе игры и после занятий. Как я уже говорил, мы стараемся читать, а затем обсуждать Евангелие в свете толкования святых отцов. Даже когда идем домой – беседуем на евангельские темы.

-И у Вас это прекрасно получается…

- Хочу сказать, что при Татианинском подворье для подобной работы созданы очень хорошие условия. Большая материальная и моральная помощь была оказана руководством монастыря, сложился прекрасный коллектив, все преподаватели и сотрудники имеют высшее образование и я в том числе, со всех сторон чувствуется поддержка, в любое время есть возможность собраться вместе, посоветоваться. Большую помощь оказывает священство. Случается, что даже бабушки наших учеников никогда не исповедывались, не причащались. В подобных случаях стараемся привлечь священство для духовно-просветительской беседы с человеком.

- Какая статистика посещаемости прослеживается за время существования секции?

-Вопрос одновременно и прост и сложен. Начало было очень бурное, как всегда, а когда мы начали заниматься более плотно, то начались некоторые искушения. В чем это выражается? В процессе занятий выяснилось, что некоторые ученики не ожидали такой нагрузки, не ожидали того, что здесь действительно надо заниматься, что это не баловство. Постепенно они сами отошли, как отошли и те, кому игра в шахматы не подошла по темпераменту. Такие дети, по рекомендации психолога, выбрали иной образ развития. Количество учащихся постепенно уменьшилось от 17 до 5-7 человек. Но я думаю, в течение лета у нас будет больше возможности пообщаться с детьми, уже поступает немало заявок. Всё впереди...

-Виталий Владимирович, почему сегодня вы решили провести сеанс одновременной игры?

-Я объясню. Девочка, которая сегодня играла, Екатерина Манакова, показывает прекрасный результат. Наблюдается большая заинтересованность и поддержка и со стороны родителей. Не смотря на то, что Катя закончила только 1 класс, у нее хорошо развито логическое мышление. Даже сегодня она смогла набрать больше очков, чем трое других участников соревнования. В дальнейшем, я хотел бы видеть её в качестве моей помощницы. Посудите сами, заниматься шахматами одновременно с несколькими детьми не то что сложно, это практически невозможно! Каждый ребенок требует к себе индивидуального подхода. Таким образом, я готовлю себе помощников в дальнейшей работе. А дети сами постепенно будут приводить в секцию своих друзей и товарищей.

-Виталий Владимирович, спасибо Вам за живую, интересную беседу! Желаем помощи Божией в Вашем нелегком деле на благо Церкви!

беседовала Анастасия Балычева