22.02.2013 Концерт симфонического оркестра в Уфе — «Реквием» Моцарта: полное погружение
22.02.13
22.02.2013 Концерт симфонического оркестра в Уфе — «Реквием» Моцарта: полное погружение
22.02.13

22 февраля 2013 года состоялась очередная поездка ребят из Центра духовного развития «Спас» в театр оперы и балета в Уфе, на этот раз на концерт симфонического оркестра. Программа была более чем популярная: 40-я симфония Моцарта и «Реквием». Последнее грандиозное произведение Моцарта услышать вживую – большая редкость, ведь помимо полного состава симфонического оркестра, здесь еще и хор, в котором все голосовые партии представлены в максимальной степени.

Соответствующей была и подготовка. Учитывая то, что почти все ребята понятия не имели о классической музыке, им пришлось близко к тексту выучить краткий популярный разбор симфонии, узнать, что такое сонатное аллегро, главная и побочная темы и т.д. С этим они справились легко, и на концерте, вслушиваясь в музыку, они могли сопоставить узнаваемым музыкальным темам соответствующую интерпретацию. В получасовой симфонии для них пронеслась целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением. Впечатления, которыми делились в антракте, показывали, что занятия в хоровой группе ЦДР «Спас» при Свято-Никольском кафедральном соборе г. Стерлитамака подготовили почву для восприятия настоящего искусства, а подготовка к концерту, как всегда, пошла на пользу.

«Реквием» Моцарта стал орешком покрепче. Здесь мы пошли другим путем. Все получили распечатки с параллельным переводом с латинского на русский. Латинский текст мы немного почитали, чтобы он был узнаваем на слух. А на концерте каждый следил по распечатке за ходом исполнения, улавливая знакомый латинский текст и тут же читая его перевод на русский. Впечатления были еще более сильными, ведь ничего подобного никогда слышать не приходилось, да и негде было услышать.

Программки, которые можно было купить  на концерте, не могли нам помочь. Кроме заглавных слов каждой из частей, которые были обрезаны так, чтобы не встретилось имя Божие, там ничего полезного не было. Народ в зале абсолютно не понимал о чем это произведение, что поют и в связи с чем. Сидящие рядом с нами косились на наших ребят с распечатками, а потом стали тоже глядеть в них заглядывая через плечо.

Очень жаль, что сущность таких бессмертных христианских произведений искусства замалчивается. Что такое «Реквием» Моцарта?  Написанный для хора, солистов и оркестра, он создан на традиционный текст заупокойной латинской мессы. Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда. «Rex tremendae majestatis, qui salvandos salvas gratis; salva me, fons pietatis» — «Царь потрясающего величия, дающий спасение из милости, спаси меня, источник милосердия».

«Реквием» Моцарта, являясь одним из величайших творений человеческого гения, есть ни что иное как вдохновенный гимн Господу. Слушать его, не понимая текста произведения, значит только ублажать свой слух без всякой пользы для ума и сердца. К сожалению, это и происходит в большинстве случаев.

Для наших же ребят польза была огромная. Симфонические концерты проходят и в Стерлитамаке, к нам почти каждый месяц приезжает Национальный симфонический оркестр РБ. Программа, правда, не всегда доступная, но исполнение на очень высоком уровне. Все это не проходит даром. В последнее время стало заметно, что ребята стали более разборчивыми в том, что они  слушают.  И вообще лучше стали чувствовать музыку как таковую, что особенно необходимо тем, кто поет в хоровой группе центра, в том числе и в богослужебном составе, не имея музыкального образования в рамках музыкальной школы.

прот. Вадим Гупало
епархия-уфа.рф

22 февраля 2013 года состоялась очередная поездка ребят из Центра духовного развития «Спас» в театр оперы и балета в Уфе, на этот раз на концерт симфонического оркестра. Программа была более чем популярная: 40-я симфония Моцарта и «Реквием». Последнее грандиозное произведение Моцарта услышать вживую – большая редкость, ведь помимо полного состава симфонического оркестра, здесь еще и хор, в котором все голосовые партии представлены в максимальной степени.
Соответствующей была и подготовка. Учитывая то, что почти все ребята понятия не имели о классической музыке, им пришлось близко к тексту выучить краткий популярный разбор симфонии, узнать, что такое сонатное аллегро, главная и побочная темы и т.д. С этим они справились легко, и на концерте, вслушиваясь в музыку, они могли сопоставить узнаваемым музыкальным темам соответствующую интерпретацию. В получасовой симфонии для них пронеслась целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением. Впечатления, которыми делились в антракте, показывали, что занятия в хоровой группе ЦДР «Спас» при Свято-Никольском кафедральном соборе г. Стерлитамака подготовили почву для восприятия настоящего искусства, а подготовка к концерту, как всегда, пошла на пользу.
«Реквием» Моцарта стал орешком покрепче. Здесь мы пошли другим путем. Все получили распечатки с параллельным переводом с латинского на русский. Латинский текст мы немного почитали, чтобы он был узнаваем на слух. А на концерте каждый следил по распечатке за ходом исполнения, улавливая знакомый латинский текст и тут же читая его перевод на русский. Впечатления были еще более сильными, ведь ничего подобного никогда слышать не приходилось, да и негде было услышать.
Программки, которые можно было купить  на концерте, не могли нам помочь. Кроме заглавных слов каждой из частей, которые были обрезаны так, чтобы не встретилось имя Божие, там ничего полезного не было. Народ в зале абсолютно не понимал о чем это произведение, что поют и в связи с чем. Сидящие рядом с нами косились на наших ребят с распечатками, а потом стали тоже глядеть в них заглядывая через плечо.
Очень жаль, что сущность таких бессмертных христианских произведений искусства замалчивается. Что такое «Реквием» Моцарта?  Написанный для хора, солистов и оркестра, он создан на традиционный текст заупокойной латинской мессы. Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда. «Rex tremendae majestatis, qui salvandos salvas gratis; salva me, fons pietatis» — «Царь потрясающего величия, дающий спасение из милости, спаси меня, источник милосердия».
«Реквием» Моцарта, являясь одним из величайших творений человеческого гения, есть ни что иное как вдохновенный гимн Господу. Слушать его, не понимая текста произведения, значит только ублажать свой слух без всякой пользы для ума и сердца. К сожалению, это и происходит в большинстве случаев.
Для наших же ребят польза была огромная. Симфонические концерты проходят и в Стерлитамаке, к нам почти каждый месяц приезжает Национальный симфонический оркестр РБ. Программа, правда, не всегда доступная, но исполнение на очень высоком уровне. Все это не проходит даром. В последнее время стало заметно, что ребята стали более разборчивыми в том, что они  слушают.  И вообще лучше стали чувствовать музыку как таковую, что особенно необходимо тем, кто поет в хоровой группе центра, в том числе и в богослужебном составе, не имея музыкального образования в рамках музыкальной школы.
прот. Вадим Гупалоепархия-уфа.рф

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.