Доклад митр.НИКОНА на VII-х ТАБЫНСКИХ ЧТЕНИЯХ
14.11.17
Доклад митр.НИКОНА на VII-х ТАБЫНСКИХ ЧТЕНИЯХ
14.11.17

 

Уважаемый Президиум, отцы, матушки, братья и сестры, уважаемые участники и гости
VII-х епархиальных Табынских чтений!

 

 

Тема места и значения духовно-нравственного воспитания в жизни общества на протяжении 26 лет проходит красной нитью через все ежегодные Международные Рождественские образовательные чтения, региональным этапом которых является и наш церковно –общественный форум. В течение всего этого времени не только в рамках Чтений, но и в других форматах Русская Православная Церковь совместно с представителями других традиционных российских конфессий, представителями органов власти и российской общественности, силовыми ведомствами участвует в обсуждении путей решения этой задачи, ставшей, по общему признанию, приоритетной в деле  обеспечения национальной безопасности страны.

На Рождественских чтениях зарождались инициативы, которые находили затем воплощение в весьма значимых для нашего общества событиях. Например, по ходатайству нашей Церкви и других традиционных российских конфессий в школах страны был введен комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», были открыты кафедры теологии в ведущих вузах страны, введен институт военного духовенства в Российской Армии и Флоте, заключены Соглашения о сотрудничестве с министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты, образования и науки и другими.

К поиску путей решения задач, связанных с  нравственным воспитанием, подключились и российские законодатели. Вот уже 6 лет в рамках Рождественских чтений  проходит обсуждение этих тем в Государственной Думе в ходе Рождественских парламентских встреч.  

Как следствие, российским государством заложена  нормативно-правовая основа духовно-нравственного воспитания. В 2009 году в качестве базового документа образовательного стандарта государством была принята «Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина Российской Федерации». В 2015 Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Всего, что делается российскими социальными институтами на поприще нравственного воспитания невозможно перечислить в докладе, но всем видны первые плоды этих дел.  В нашем обществе происходит возрождение таких традиционных нравственных ценностей, как милосердие и патриотизм. Ярким проявлением патриотических чувств и уважения к старшему поколению стала  народная акция «Бессмертный полк», охватившая всю страну. Россияне активно участвуют в делах милосердия — в акциях по сбору материальной помощи жертвам стихии, пострадавшим, как в России, так и за рубежом, в акциях по сбору денег на проведение дорогостоящих операций для малоимущих и многих других. Православные верующие нашей Республики также с готовностью откликаются на инициативы Башкортостанской митрополии. По благословению правящего архиерея регулярно проводился сбор помощи жителям Донбасса и Луганска, помощи жителям Башкортостана и других регионов, пострадавшим от пожаров. В настоящее время митрополия проводит сбор помощи школьникам Сирии. 

Конечно, по сравнению с 90- ми годами все это является заметным шагом вперед. Общество исцеляется от взаимного равнодушия и безразличного отношения к Отчеству. Оно неприязненно реагирует на безнравственные явления в культуре. Недавний этому пример – возмущение не только православной, но и светской общественности фильмом – пасквилем на святого страстотерпца Николая II, выход в прокат которого Председатель ОВЦС МП – митрополит Волоколамский Иларион назвал «апофеозом безнравственности!». Это мнение поддерживаю и я, думаю и духовенство и православные верующие наряду с нашими братьями мусульманами и иудеями  

Но, в то же время в других аспектах нравственное состояние нашего общества все еще продолжает оставаться неблагополучным. Об этом говорят стабильно высокие цифры статистических данных о росте преступности против детей, особенно преступлений сексуального характера, стабильно высокие по сравнению с мировыми показатели проценты суицидов, абортов и разводов.

Причину этому мы видим в том, что при наличии, казалось бы, достаточного количества инструментов и форм нравственного воспитания в России, они не используются в должных масштабах. Например, курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподается лишь в одном —  4 классе, но не на протяжении всего обучения детей в школе. Количество эфирного времени для воспитательных, а тем более религиозных  программ на телевидении не идет ни в какое сравнение с господством на телеканалах развлекательных и пропагандирующих мистику и суеверия, насилие в  передачах.

Также, с одной стороны,  в «Концепции духовно-нравственного воспитания…» утверждается, что необходимо привлекать религиозные организации к воспитанию детей и к методической подготовке педагогов, но с другой стороны, в некоторых регионах школа (как преподавательское сообщество, так и для дети) по-прежнему остается закрытой для духовенства. Также  мы считаем недостаточной степень участия церковных специалистов в подготовке преподавателей предмета «Основы православной культуры» в республике.

В нашей Башкортостанской митрополии нас по-прежнему беспокоит низкий процент выбора родителями детей 4-х классов религиозных модулей в курсе «Основы религиозных культур и светской этики». А именно «Основы православной культуры» смогли выбрать в этом году только 2% от всех родителей. И это при том, что в Республике Башкортостан проживает минимум 36% этнических православных. Для мусульман процент выбравших «Основы исламской культуры» – 2, 6%. Ситуация с низким процентов выбора остается неизменной  на протяжении 5 лет, не смотря на те усилия, которые прилагаются как Церковью, так и Министерством образования для обеспечения свободы выбора родителями конфессиональных модулей.

Вызывает недоумение, что сопротивление преподаванию конфессиональных модулей происходит на фоне того, что в классах с энтузиазмом и по указанию администрации школ проводится шабаш ведьм, мертвецов и вурдалаков под названием «Хеллоуин», в котором никто почему-то не видит никакой угрозы психическому и нравственному здоровью детей и что все это «новшество» из-за границы, а именно из США и не только это.

Конечно, и сама Церковь не слагает с себя ответственности за нравственное здоровье общества. Для решения этой задачи ею многое делается. Церковь не только возвышает голос в российском обществе в защиту традиционной морали, но и ежедневно и плодотворно трудится на поприще духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Примером этому является личность первоиерарха Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Его ежедневный график включает не только совершение богослужений и участие в различных официальных мероприятиях, но и регулярные выступления перед массовыми молодежными аудиториями. Ни одно такое выступление Патриарха не обходится без призывов к достойной в нравственном отношении жизни, верности традиционным духовно-нравственным ценностям. При Священном Синоде, как  органе управления Церковью, а также при каждой епархии с 1990 года созданы и успешно действуют отделы образования, благотворительности, молодежный, культуры и прочие, которые заняты организацией верующих для решения соответствующих задач.

В нашей Башкортостанской митрополии на протяжении 27 лет также проводится   систематическая и активная работа по воспитанию детей и молодежи, по духовному окормлению военнослужащих, по духовной и моральной поддержке людей, отбывающих наказание, утешению больных, по реабилитации наркоманов и алкоголиков, по оказанию помощи бездомным и по поддержке семьи и материнства. Но как верующие люди мы считаем, что должны прилагать еще больше усилий на этом святом поприще.  

С другой стороны, мы не можем не видеть причину стабильно высоких показателей разводов, абортов и суицидов в распространенности среди россиян «морального релятивизма». По оценке аналитиков в 2010 году принципов «морального релятивизма», т. е, мнения, что не существует абсолютного добра и зла, что нет обязательных нравственных норм и нет объективного критерия нравственности, придерживались 64% молодых респондентов и 70% представителей старшего поколения.  

Считаем, что этому способствовали не только продолжавшиеся в течение последних 100 лет потрясения, которые пережило наше Отечество, но и  влияние либеральной идеологии, возобладавшей на Западе и принесенной к нам либеральными реформаторами. Либеральная идеология навязывает человечеству представление о том, что всякая нравственность относительна, что человек может жить в соответствии со шкалой нравственных ценностей, которую он сам создаст для себя, как ему удобно и выгодно, причем его шкала может быть отличной (вплоть до противоположности) от условной нравственности другого. Это утверждается наперекор истории человечества, свидетельствующей о том, какие чудовищные последствия имеет внедрение «условной нравственности». Достаточно упомянуть приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев, или уничтожение в большевистской России верующих, как «врагов народа».

Отказ от нравственной оценки, т.е., от признания злом, таких проявлений личной жизни, как половая распущенность, увлечение демоническими культами, безудержная жажда самоутверждения любой ценой, погоня за удовольствиями, вседозволенность и безответственность обезоруживают душу человека перед этими пороками. А овладев душой человека, они с его помощью начинают распространяться в обществе. Об этом писал еще апостол Павел: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть». (Рим. 5. 12).  И вот в настоящее время все мы являемся свидетелями того, как законодательство добропорядочных западных стран пошло под нож либеральных законотворцев. Пороки объявлены неприкосновенными и приобрели социальные права. По сути, они признаны социальными добродетелями. Можно сказать, что на наших глазах для потворства греху из бывших христианских западных государств создаются царства порока.

Но люди, отрицая существование нравственного закона, положенного самим Богом в основание человеческой жизни, называя добро злом, а добро — злом, не могут этим его упразднить, а соответственно не смогут избежать личной ответственности за его нарушение. Действительно, Творец наделил человека свободой выбирать, но Он же установил ответственность за грех. «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло … благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30.19,20). «Если вы будете поступать по Уставам моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то …земля даст произрастания свои… и будете жить на земле безопасно; пошлю мир на землю, … и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и размножу вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом (Лев.26:3-10,12). А если «не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих… то будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши». (Лев.26:14, 16-22).  

Действие этого Закона видно не только в истории иудеев, которому он был дан, но в истории других народов. Долго ли просуществовали процветавшие в материальном отношении Содом и Гоморра? Что произошло с былым могуществом материально процветающего Древнего Египта, когда он стал поклоняться чувственным богам, тем самым обожествляя повсеместное падение нравов? Что смогла противопоставить варварам великая в масштабах, но низменная в обычаях и нравах Римская империя периода упадка?  Ответы на эти вопросы мы знаем.

Истории падения могущественных империй наглядно показывают, что подлинным основанием жизнеспособности государств является не материальное благополучие, а добрые нравы подданных. Влияние и связь личной нравственности людей и необоримости государства были очевидны людям древности. По этой причине моральное разложение противника с древних времен было и до сих пор является эффективным средством подрыва это обороноспособности.

Неужели и нашему поколению придется на собственном личном опыте убедиться в правоте слов: «Единственное, чему мы можем научиться у истории, — это тому, что она никого ничему не учит… А только наказывает за незнание уроков». Или мы все-таки можем изменить положение дел? А если можем, то что должны делать, кроме того, что только умножать количество воспитательных мероприятий?

Мы считаем, что нужны качественные изменения в подходе к возрождению духовности и нравственности в нашем Отечестве. Имеется в виду пересмотр внутренней структуры морали, а также восстановление полного объема понятий духовности и нравственности. Яркой иллюстрацией нашей мысли может стать сюжет из современного литературного шедевра, в котором  жители города, переболев загадочной болезнью, стали терять память. В борьбе с этой эпидемией они стали делать надписи на предметах: «стол», «стул», «часы», «дверь», «стена».  А на центральной улице установили объявление, которое гласило: «Бог есть».

Так и мы не можем позволить себе ограничиться призывами: «люби, дружи, совершай добрые дела, приноси пользу своему Отечеству» и подобными этому и при этом надеяться, что одно только это сможет духовно возродить наше общество. В центре, точнее в основании духовно-нравственного воспитания должна быть истина — «Бог есть». Это, кстати, в полной мере соответствовало бы интересам населению нашей России,  большинство которого, т.е., 75%  православных, а 15% — мусульман. Если бы изучению религии, хотя бы и в культурологическом аспекте, дали основное место в процессе воспитания россиян, то уже этим выбивалась бы почва для  распространения либеральной идеологии, которая настаивает, что «Если Бог и есть, то о Нем следует умалчивать», и что Богу не место в сфере общественного бытия.

Мы считаем, что нам надо преодолевать соблазн говорить о нравственности без духовности, а о духовности – без Бога. Продолжать делать так все равно, что отказываться от источника воды живой и сооружать сухие колодцы, которые создают только иллюзию возможности утолить жажду, но на самом деле ничего не могут дать. Как об этом говорил Господь Бог через пророка Иеремию: «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». (Иер.2:13). Для того, чтобы не оказаться в таком положении нужно, чтобы каждый, кто участвует в нравственном воспитании, будь то священник, учитель, политик, родитель, — ввел Бога в свою жизнь, т.е., утвердился в искренней в Него вере и сердечном к Нему чувстве.

Лишь такое изменение структуры духовно-нравственных ценностей может помочь качественно изменить ситуацию с общественной моралью. Об этом же свидетельствует и народная мудрость: «Если у тебя Бог на первом месте, то всё остальное – на своих местах».

Считаем, что если мы действительно желаем, чтобы у нашего народа было будущее,  — у нас нет другого пути. Это ни в коей мере не противоречит положению российской конституции о светскости государства, так как в данном случае Церковь не допускается к государственной власти, но привлекается им к воспитанию достойного гражданина страны. В соответствии таким принципам государственной политики в сфере образования, как  свобода и плюрализм в сфере образования, а так же государственно-общественный характер управления образованием,  религиозные объединения на равных основаниях с иными институтами гражданского общества и в соответствии с законодательством, вправе оказывать влияние на национальную систему образования. Т.е., светскость образования не означает, что предпочтение отдается секуляризованному общественному сознанию. А это означает, что весть о Боге имеет право звучать в стенах образовательных учреждений, не только не подрывая этим государственные устои, но, наоборот, закладывая незыблемое основание добрых нравов.

Надеюсь, что нынешние VII–е Табынские чтения станут значимым событием, духовно сближающим всех участников общественного диалога, объединяющим все здоровые силы нашего общества, способствующим установлению взаимопонимания и согласия в нашем обществе в отношении подходов к духовному возрождению нашего  Отечества и путям решения задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. 

Благодарю за внимание!

НИКОН,
митрополит Уфимский и Стрлитамакский,
Управляющий Уфимской епархией РПЦ МП,
Глава Башкортотснакой митрополии

г. Уфа 14.11.2017г.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.