Митр. прот. Роман Хабибуллин «Анализ ситуации с обеспечением прав родителей на свободный выбор предмета…
13.03.18
Митр. прот. Роман Хабибуллин «Анализ ситуации с обеспечением прав родителей на свободный выбор предмета…
13.03.18

С 2012 г. в РБ, так же как и во всех школах РФ в качестве обязательного для всех предмета был веден КУК ОРКСЭ, состоящий из 6 предметов – модулей, среди которых есть и предмет «Основы православной культуры».

Преподавание всех предметов этого курса, в том числе и конфессиональных, носит культурологический характер. Родителями было предоставлено право свободного выбора одного из этих 6 предметов. Однако, именно с обеспечением всех условий для реализации этого права в российских школах стали возникать проблемы.

А именно:

1) преподаватели не информировали родителей о существовании всех 6 предметов (им зачастую говорили об одном предмете «Основы светской этики»);

2) преподаватели не информировали родителей о существующем у них праве на выбор любого из предметов (им говорили, что есть 6 предметов, но «в нашей школе мы преподаем ОСЭ»);

3) преподаватели устраивали обсуждение родителями курса, но, в конце концов, коллективно решали, что в классе дети будут изучать один предмет (в нашем классе мы решили…).

4) в случае выбора родителями «ОПК» администрация школ не обеспечивала преподавание детям ОПК на основании отсутствия учебников по ОПК, отсутствия закупку учебников и оплату этих часов преподавателям денег в школьном бюджете, несогласия с самой идеей курса и т.п.

В чем причина несоблюдения администрациями школ приказов министерства образования и науки РФ и распоряжений Правительства РФ о ведении и полной реализации КУК ОРКСЭ? Первая и очевидная причина является субъективной – это их личная неприязнь и подозрительное отношение к религии и ко всему, что с ней связано. Именно такой тип личности воспитывался в российском общество на протяжении более чем 70 лет советской власти. По этой же причине личная позиция директоров школ в отношении введения конфессиональных модулей встречает полное одобрение со стороны их непосредственного начальства – муниципальных органов управления образованием, а по сути глав муниципалитетов. В результате политика министерства образования и науки РФ в области нравственного воспитания детей средствами конфессиональных модулей тормозится на региональном и местном уровне. К данному выводу нас подводит факт, что все остальные причины низкого вплоть до нулевого процента выбора предмета «Основы православной культуры», которые обычно озвучиваются администрациями школ на родительских собраниях по выбору модуле ОРКСЭ, а именно: отсутствие учебников, финансовых средств в бюджетах школ, неподготовленность педагогических кадров, в действительности не существуют. О том, что именно так заявляет наше республиканское министерство образования.

Еще одним доказательством верности тезиса о субъективном негативном отношении к религии всех ответственных за это в регионах и школах, как подлинной причине несоблюдения распоряжений министерства образования и науки РФ является тот факт, что в некоторых школах, где такого отношения нет, все таки преподаются конфессиональные предметы – модули.

Данные по выбору предмета «Основы православной культуры» в школах в целом по Российской Федерации таковы: – 34,8%.

По Федеральным округам:

В ЦФО – 50, 4% , ПривФО – 30, 7%, ЮжФО- 64, 6%, Крым – 25%, СЗапФО – 34. %, СКавФО – 13, 4%, УрФО- 17, 6%, СибФО- 21, 3%, ДВФО- 30, 4%.

В ряде национальных республик: Адыгея — 3, 4%, Алтай – 7, 4%, Башкирия – 2% , Бурятия -3, 9%, Кабардино-Балкария – 0%, Карачаево-Черкесия – 4%, Северная Осетия – 2, 7%, Татарстан – 0% . Причем, тот существенный разрыв в сравнении с другими регионами не обусловлен данными социологических опросов относительно национального состава населения, Исключение Чечня, где – 0% выбора ОПК, но и проживает 1, 5% русских.

Неадекватные цифры по выбору конфессиональных модулей КУК ОРКСЭ сразу же стали предметом внимания РПЦ, которая входит в состав Межведомственного координационного совета при Минобрнауки РФ. Для обеспечения права родителей на свободный выбор предметов Минобрнауки 31.марта 2015 года был разослан «Регламент выбора в образовательной организации родителями обучающихся одного из модулей КУК ОРКСЭ». В нем в частности совершенно определенно написано: «При общении с родителями не допускается склонять их к какому-то выбору под любыми предлогами… В случае просьб со стороны родителей помочь с выбором… они должны быть отклонены.

…На родительском собрании должны быть приглашены и присутствовать… 5) выразившие желание участвовать официальные представители централизованных религиозных организаций РПЦ…

В представлении (на собрании) конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить официальные представители централизованных религиозных организаций».

Далее участие представителей ЦРО в собрании не регламентируется, т.е., они не ставят подпись под протоколом собрания и соответственно не могут контролировать сам процесс выбора и подсчет процентов.

Регламент внес ясность в процедуру выбора и выбил почву из — под ног тех, кто произвольно понимал, что такое право родителей на свободный выбор и как оно должно реализовываться.

Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл держит под личным контролем ситуацию с выбором ОПК в епархиях, что выражается в том, что сотрудники синодального ОРОиК лично посещают регионы для выяснения на месте причин низкого процента по выбору ОПК и для диалога с местными органами управления образованием. Что и имело место в нашем регионе в 2014 в лице диакона Германа Демидова и Метлика И. В.

В ряде регионов это приносит свои плоды. Например, в 2017 г. по словам председателя СОРОиК митрополита Меркурия «наибольший прирост процента изучающих ОПК показали Камчатский край (13%), Оренбургская область (25%), Магаданская область (12,5%), Тюменская область (16%) областях, Тува (11,5%), Чувашия (12%), Чукотский автономный округ (12%)».

При этом во всех перечисленных ранее неблагополучных в этом отношении регионах все же продолжает сохраняться низкий выбор ОПК. Как говорит владыка Меркурий «В Республике Татарстан до сих пор, уже пятый год, не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе…». Еще тремя годами ранее председатель СОРОиК, комментируя ситуацию в этих регионах, говорил: «Очевидно, в этих регионах живут не какие-то особые люди, а те же, что и в соседних с ними областях, где обеспечивается свободный выбор. Дело тут не в населении, а в отношении к людям и к решениям федеральных органов власти тех, от кого зависит принятие решений в конкретном регионе, районе, школе»

Что касается Республики Башкортостан, то данные по выбору таковы:

в 2012-13 учебном году – 1, 8 (1)%, в 2013-14 – 0, 5%, в 2014-2015 – 0, 8%, в 2015-2016 – 2, 2%, 2016-2017 – 2, 7%, 2017-2018 – 2%.

 

МОДУЛИ

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

2016-2017

2017-2018

ОПК

1% (563 чел.)

 

0, 5 %

 

0, 8 %

 

2, 2 %

2,7%

2%

ОИК

6% (2680)

4, 2 %

 

2,5 %

2. 54 %

3, 2%

2, 7%

ОМРК

10% (10 893)

 

21, 7 %

 

19,2 %

19, 28 %

ОСЭ

67% (29092)

 

73, 5 %

 

75,9 %

75, 95 %

О Иуд. К.

0,03 %

 

0,03 %

 

Еще одной из причин неисполнения администрациями школ распоряжений Федерального минобрнауки по обеспечению права родителей на свободный выбор предметов является по нашему мнению своего рода двоевластие в руководстве школами. «Согласно статье 32 Закона «Об образовании» Российской Федерации к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится: 1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования…5) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений». Т.е., директора школ полностью зависят от городской исполнительной власти, а значит и от их решения по интересующему нас вопросу.

Недаром министр образования и науки РФ Ольга Васильева анонсировала масштабную реформу школьного образования в России — передачу школ от муниципальных властей региональным. Выступая на заседании комитета Государственной думы по образованию и науке, министр отметила, что «теперь настал период, когда должны появиться «государственные школы». «То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы».

Это двоевластие мы сами наблюдаем в процессе взаимодействия с нашим региональным министерством образования . Несмотря на то, что непосредственные кураторы ОРКСЭ в министерстве целиком поддерживают идею о необходимости следовать Регламенту, а значит о том, что дети имеют право изучать те предметы, которые выбрали их родители, директора школ продолжают нарушать Регламент. И именно потому, что муниципальные власти их негласно поддерживают в этом.

Но это означает, что пока реформа, задуманная минобрнауки РФ, не прошла, перспективы на изменение ситуации с повсеместным нарушением прав родителей на свободный выбор ОПК остаются неопределенными.

В то же время в этой ситуации Святейший Патриарх Кирилл ожидает, что в епархиях, где существует данная проблема, духовенством будет делаться все, что возможно для ее решения. Свидетельством тому является недавнее письмо управделами РПЦ митрополита Варсанофия нашему владыке Никону, в котором озвучена надежда Святейшего на положительную динамику в ситуации с низким процентом выбора ОПК. В качестве оказания помощи нашей митрополии был согласован план антикризисных мероприятий, одним из которых является сегодняшний семинар. Кроме того, этим планом предусмотрены в частности в апреле — «Рабочие совещания специалистов Синодального отдела с представителями администрации, органов управления образованием Республики Башкортостан по вопросам административного регулирования процедуры выбора модулей курса ОРКСЭ». Далее в мае – «Пресс-конференция управляющего делами Уфимской епархии старшего иподиакона Кондрашова Д. Ю. и руководителя ОРОиК Башкортостанской митрополии протоиерея Романа Хабибуллина о ситуации с преподаванием религиозных культур в Республике Башкортостан».

Что касается непосредственных участников родительских собрания по выбору модулей в курсе ОРКСЭ, т.е., представителей епархии, назначенных для этого священноначалием, то мы не должны воспринять все вышеизложенное как призыв к тому, что следует более ревностно и ответственно относится к обеспечению прав родителей. В помощь этому к нас в руках есть достаточно действенный инструмент воздействия на всех участников собраний, а именно «Регламент выбора в образовательной организации родителями обучающихся одного из модулей КУК ОРКСЭ», которым как нормативным документом обязаны руководствоваться преподаватели и директора школ.

При построении своего выступления в классе перед родителями мы в первую очередь должны стремиться к установлению эмоционального контакта с родителями и преподавателями. Средство к этому может быть рассказ о нравственном идеале православия и о влиянии этого идеала на личность, семью, общество, государственных деятелей, искусство в России, т.е., на исторические судьбы России. Впрочем, темой сообщения может любая другая, самое главное – это употребиться власть данную священнику – касаться сердец людей – с пользой для дела.

Далее, следует специально обратить внимание родителей, педагогов и руководства школ на само существование Регламента, на его буквальное содержание в части понятия права на свободный выбор. На этом основании мы можем отчетливо формулировать тезис об обязанности школы это право обеспечить вне зависимости от количества родителей, выбравших ОПК.

И в заключении, важно указать на то, что обеспечение права на свободный выбор родителями конфессиональных модулей – это политика государства в области среднего образования, т.е., дело государственной важности, находящееся на контроле министерства образования и науки РФ, регионального министерства образования и лично Святейшего Патриарха.

Понятно, что мы, как представители Церкви, не являемся участниками и заказчиками образования, поэтому мы не можем чего-то требовать, но государством нам предоставлена возможность озвучить права родителей и обязанности школы по данному вопросу.

Кроме того, в случае жалоб родителей мы имеем возможность в личных встречах с администрацией школы отстаивать права родителей. Также у нас есть возможность сообщать в минобр РБ о случаях нарушений прав родителей. И хотя эти шаги Церкви ни к чему не обязывают ни директоров школ, ни министерство образования, это является именно тем видом служения Церкви в обществе, которое ей всегда было свойственно – быть голосом совести.

Конечно, остаются еще слабо задействованными такие инструменты защиты прав родителей, как общественные объединения, например, «Собор русских Башкортостана», публикации в печатных и электронных СМИ.

Актуальным остается и освещение темы и выбора ОПК в проповедях настоятелей в храмах. Ведь линия напряжения в данном вопросе остается неизменной, она пролегает между каждым родителем и администрацией школы. Поэтому со стороны пастырей подразумевается моральная и духовная поддержка прихожан — родителей в борьбе за их права.

Все это предполагает и то, что и сами представители Церкви будут с самих себя, а именно – с отстаивания уже своих личных родительских прав в школах на выбор своим детям предмета ОПК в 4 –х классах.

 

Руководитель ОРОиК Уфимской епархии, митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин

С 2012 г. в РБ, так же как и во всех школах РФ в качестве обязательного для всех предмета был веден КУК ОРКСЭ, состоящий из 6 предметов – модулей, среди которых есть и предмет «Основы православной культуры».
Преподавание всех предметов этого курса, в том числе и конфессиональных, носит культурологический характер. Родителями было предоставлено право свободного выбора одного из этих 6 предметов. Однако, именно с обеспечением всех условий для реализации этого права в российских школах стали возникать проблемы.
А именно:
1) преподаватели не информировали родителей о существовании всех 6 предметов (им зачастую говорили об одном предмете «Основы светской этики»);
2) преподаватели не информировали родителей о существующем у них праве на выбор любого из предметов (им говорили, что есть 6 предметов, но «в нашей школе мы преподаем ОСЭ»);
3) преподаватели устраивали обсуждение родителями курса, но, в конце концов, коллективно решали, что в классе дети будут изучать один предмет (в нашем классе мы решили…).
4) в случае выбора родителями «ОПК» администрация школ не обеспечивала преподавание детям ОПК на основании отсутствия учебников по ОПК, отсутствия закупку учебников и оплату этих часов преподавателям денег в школьном бюджете, несогласия с самой идеей курса и т.п.
В чем причина несоблюдения администрациями школ приказов министерства образования и науки РФ и распоряжений Правительства РФ о ведении и полной реализации КУК ОРКСЭ? Первая и очевидная причина является субъективной – это их личная неприязнь и подозрительное отношение к религии и ко всему, что с ней связано. Именно такой тип личности воспитывался в российском общество на протяжении более чем 70 лет советской власти. По этой же причине личная позиция директоров школ в отношении введения конфессиональных модулей встречает полное одобрение со стороны их непосредственного начальства – муниципальных органов управления образованием, а по сути глав муниципалитетов. В результате политика министерства образования и науки РФ в области нравственного воспитания детей средствами конфессиональных модулей тормозится на региональном и местном уровне. К данному выводу нас подводит факт, что все остальные причины низкого вплоть до нулевого процента выбора предмета «Основы православной культуры», которые обычно озвучиваются администрациями школ на родительских собраниях по выбору модуле ОРКСЭ, а именно: отсутствие учебников, финансовых средств в бюджетах школ, неподготовленность педагогических кадров, в действительности не существуют. О том, что именно так заявляет наше республиканское министерство образования.
Еще одним доказательством верности тезиса о субъективном негативном отношении к религии всех ответственных за это в регионах и школах, как подлинной причине несоблюдения распоряжений министерства образования и науки РФ является тот факт, что в некоторых школах, где такого отношения нет, все таки преподаются конфессиональные предметы – модули.
Данные по выбору предмета «Основы православной культуры» в школах в целом по Российской Федерации таковы: – 34,8%.
По Федеральным округам:
В ЦФО – 50, 4% , ПривФО – 30, 7%, ЮжФО- 64, 6%, Крым – 25%, СЗапФО – 34. %, СКавФО – 13, 4%, УрФО- 17, 6%, СибФО- 21, 3%, ДВФО- 30, 4%.
В ряде национальных республик: Адыгея — 3, 4%, Алтай – 7, 4%, Башкирия – 2% , Бурятия -3, 9%, Кабардино-Балкария – 0%, Карачаево-Черкесия – 4%, Северная Осетия – 2, 7%, Татарстан – 0% . Причем, тот существенный разрыв в сравнении с другими регионами не обусловлен данными социологических опросов относительно национального состава населения, Исключение Чечня, где – 0% выбора ОПК, но и проживает 1, 5% русских.
Неадекватные цифры по выбору конфессиональных модулей КУК ОРКСЭ сразу же стали предметом внимания РПЦ, которая входит в состав Межведомственного координационного совета при Минобрнауки РФ. Для обеспечения права родителей на свободный выбор предметов Минобрнауки 31.марта 2015 года был разослан «Регламент выбора в образовательной организации родителями обучающихся одного из модулей КУК ОРКСЭ». В нем в частности совершенно определенно написано: «При общении с родителями не допускается склонять их к какому-то выбору под любыми предлогами… В случае просьб со стороны родителей помочь с выбором… они должны быть отклонены.
…На родительском собрании должны быть приглашены и присутствовать… 5) выразившие желание участвовать официальные представители централизованных религиозных организаций РПЦ…
В представлении (на собрании) конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить официальные представители централизованных религиозных организаций».
Далее участие представителей ЦРО в собрании не регламентируется, т.е., они не ставят подпись под протоколом собрания и соответственно не могут контролировать сам процесс выбора и подсчет процентов.
Регламент внес ясность в процедуру выбора и выбил почву из — под ног тех, кто произвольно понимал, что такое право родителей на свободный выбор и как оно должно реализовываться.
Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл держит под личным контролем ситуацию с выбором ОПК в епархиях, что выражается в том, что сотрудники синодального ОРОиК лично посещают регионы для выяснения на месте причин низкого процента по выбору ОПК и для диалога с местными органами управления образованием. Что и имело место в нашем регионе в 2014 в лице диакона Германа Демидова и Метлика И. В.
В ряде регионов это приносит свои плоды. Например, в 2017 г. по словам председателя СОРОиК митрополита Меркурия «наибольший прирост процента изучающих ОПК показали Камчатский край (13%), Оренбургская область (25%), Магаданская область (12,5%), Тюменская область (16%) областях, Тува (11,5%), Чувашия (12%), Чукотский автономный округ (12%)».
При этом во всех перечисленных ранее неблагополучных в этом отношении регионах все же продолжает сохраняться низкий выбор ОПК. Как говорит владыка Меркурий «В Республике Татарстан до сих пор, уже пятый год, не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе…». Еще тремя годами ранее председатель СОРОиК, комментируя ситуацию в этих регионах, говорил: «Очевидно, в этих регионах живут не какие-то особые люди, а те же, что и в соседних с ними областях, где обеспечивается свободный выбор. Дело тут не в населении, а в отношении к людям и к решениям федеральных органов власти тех, от кого зависит принятие решений в конкретном регионе, районе, школе»
Что касается Республики Башкортостан, то данные по выбору таковы:
в 2012-13 учебном году – 1, 8 (1)%, в 2013-14 – 0, 5%, в 2014-2015 – 0, 8%, в 2015-2016 – 2, 2%, 2016-2017 – 2, 7%, 2017-2018 – 2%.
 

МОДУЛИ

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

2016-2017

2017-2018

ОПК

1% (563 чел.)
 

0, 5 %
 

0, 8 %
 

2, 2 %

2,7%

2%

ОИК

6% (2680)

4, 2 %
 

2,5 %

2. 54 %

3, 2%

2, 7%

ОМРК

10% (10 893)
 

21, 7 %
 

19,2 %

19, 28 %

ОСЭ

67% (29092)
 

73, 5 %
 

75,9 %

75, 95 %

О Иуд. К.

0,03 %
 

0,03 %

 
Еще одной из причин неисполнения администрациями школ распоряжений Федерального минобрнауки по обеспечению права родителей на свободный выбор предметов является по нашему мнению своего рода двоевластие в руководстве школами. «Согласно статье 32 Закона «Об образовании» Российской Федерации к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится: 1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования…5) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений». Т.е., директора школ полностью зависят от городской исполнительной власти, а значит и от их решения по интересующему нас вопросу.
Недаром министр образования и науки РФ Ольга Васильева анонсировала масштабную реформу школьного образования в России — передачу школ от муниципальных властей региональным. Выступая на заседании комитета Государственной думы по образованию и науке, министр отметила, что «теперь настал период, когда должны появиться «государственные школы». «То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы».
Это двоевластие мы сами наблюдаем в процессе взаимодействия с нашим региональным министерством образования . Несмотря на то, что непосредственные кураторы ОРКСЭ в министерстве целиком поддерживают идею о необходимости следовать Регламенту, а значит о том, что дети имеют право изучать те предметы, которые выбрали их родители, директора школ продолжают нарушать Регламент. И именно потому, что муниципальные власти их негласно поддерживают в этом.
Но это означает, что пока реформа, задуманная минобрнауки РФ, не прошла, перспективы на изменение ситуации с повсеместным нарушением прав родителей на свободный выбор ОПК остаются неопределенными.
В то же время в этой ситуации Святейший Патриарх Кирилл ожидает, что в епархиях, где существует данная проблема, духовенством будет делаться все, что возможно для ее решения. Свидетельством тому является недавнее письмо управделами РПЦ митрополита Варсанофия нашему владыке Никону, в котором озвучена надежда Святейшего на положительную динамику в ситуации с низким процентом выбора ОПК. В качестве оказания помощи нашей митрополии был согласован план антикризисных мероприятий, одним из которых является сегодняшний семинар. Кроме того, этим планом предусмотрены в частности в апреле — «Рабочие совещания специалистов Синодального отдела с представителями администрации, органов управления образованием Республики Башкортостан по вопросам административного регулирования процедуры выбора модулей курса ОРКСЭ». Далее в мае – «Пресс-конференция управляющего делами Уфимской епархии старшего иподиакона Кондрашова Д. Ю. и руководителя ОРОиК Башкортостанской митрополии протоиерея Романа Хабибуллина о ситуации с преподаванием религиозных культур в Республике Башкортостан».
Что касается непосредственных участников родительских собрания по выбору модулей в курсе ОРКСЭ, т.е., представителей епархии, назначенных для этого священноначалием, то мы не должны воспринять все вышеизложенное как призыв к тому, что следует более ревностно и ответственно относится к обеспечению прав родителей. В помощь этому к нас в руках есть достаточно действенный инструмент воздействия на всех участников собраний, а именно «Регламент выбора в образовательной организации родителями обучающихся одного из модулей КУК ОРКСЭ», которым как нормативным документом обязаны руководствоваться преподаватели и директора школ.
При построении своего выступления в классе перед родителями мы в первую очередь должны стремиться к установлению эмоционального контакта с родителями и преподавателями. Средство к этому может быть рассказ о нравственном идеале православия и о влиянии этого идеала на личность, семью, общество, государственных деятелей, искусство в России, т.е., на исторические судьбы России. Впрочем, темой сообщения может любая другая, самое главное – это употребиться власть данную священнику – касаться сердец людей – с пользой для дела.
Далее, следует специально обратить внимание родителей, педагогов и руководства школ на само существование Регламента, на его буквальное содержание в части понятия права на свободный выбор. На этом основании мы можем отчетливо формулировать тезис об обязанности школы это право обеспечить вне зависимости от количества родителей, выбравших ОПК.
И в заключении, важно указать на то, что обеспечение права на свободный выбор родителями конфессиональных модулей – это политика государства в области среднего образования, т.е., дело государственной важности, находящееся на контроле министерства образования и науки РФ, регионального министерства образования и лично Святейшего Патриарха.
Понятно, что мы, как представители Церкви, не являемся участниками и заказчиками образования, поэтому мы не можем чего-то требовать, но государством нам предоставлена возможность озвучить права родителей и обязанности школы по данному вопросу.
Кроме того, в случае жалоб родителей мы имеем возможность в личных встречах с администрацией школы отстаивать права родителей. Также у нас есть возможность сообщать в минобр РБ о случаях нарушений прав родителей. И хотя эти шаги Церкви ни к чему не обязывают ни директоров школ, ни министерство образования, это является именно тем видом служения Церкви в обществе, которое ей всегда было свойственно – быть голосом совести.
Конечно, остаются еще слабо задействованными такие инструменты защиты прав родителей, как общественные объединения, например, «Собор русских Башкортостана», публикации в печатных и электронных СМИ.
Актуальным остается и освещение темы и выбора ОПК в проповедях настоятелей в храмах. Ведь линия напряжения в данном вопросе остается неизменной, она пролегает между каждым родителем и администрацией школы. Поэтому со стороны пастырей подразумевается моральная и духовная поддержка прихожан — родителей в борьбе за их права.
Все это предполагает и то, что и сами представители Церкви будут с самих себя, а именно – с отстаивания уже своих личных родительских прав в школах на выбор своим детям предмета ОПК в 4 –х классах.
 
Руководитель ОРОиК Уфимской епархии, митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.