Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» обсуждали в Доме правительства
16.05.18
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» обсуждали в Доме правительства
16.05.18

16 мая 2018г. в Доме Республики состоялось совещание по вопросу выбора модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» под председательство заместителя руководителя Администрации Главы Республики Башкортостан Михайлова М. В.

В совещании приняли участие:

  • от Русской Православной Церкви: Глава Башкортостанской митрополии,  Управляющий Уфимской епархии РПЦ, митрополит Уфимский и  Стерлитамакский Никон; ипод. Д.Ю.Кондрашов  —  управляющий делами  Башкортостанской митрополии; митр. протоиерей Роман Хабибуллин — руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации; Нестерова М. Е. — заместитель руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации; диакон Герман Демидов — руководитель сектора Основ православной культуры Синодального  отдела религиозного образования и катехизации РПЦ;
  • от мусульманской уммы: Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий, Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Сафа Таджуддин; Бибарсов А.А. — первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РБ.
  • от государственной власти: Шафикова Г. Р.  — Министр образования РБ, Пятков В. П. — председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ;  Фаттахов А. М. — заместитель председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ; Пугачева Э. А. — советник Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ,
  • от научного сообщества: Шакурова Л.Ф. – проректор по учебно-методической работе Института развития образования РБ.

Совещание было созвано по инициативе митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, совместно с главами духовных управлений мусульман России и Республики Башкортостан, по причине значительного количества случаев нарушений прав родителей на свободный выбор конфессиональных модулей в регионе.

Митрополит Никон в своем выступлении напомнил присутствующим с каким энтузиазмом православные родители восприняли введение в школах в 2012 г курса «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого у них появилась возможность выбирать для своих детей — учащихся 4- х классов предмет «Основы православной культуры». Русская Православная Церковь возлагала большие надежды на то, что курс ОРКСЭ, как ее совместная с другими традиционными конфессиями инициатива, поддержанная Президентом РФ, внесет свою лепту в нравственное воспитание младших школьников, что в будущем предмет ОПК станет доступен учащимся других классов, что он внесет свою лепту в духовно-нравственное возрождение нашего Отечества. И в подавляющем большинстве регионов России родители получили возможность беспрепятственного выбора конфессиональных модулей и прежде всего ОПК. В среднем же по стране процент выбора модуля «Основы православной культуры» составляет 34, 8 процента, достигая в некоторых регионах 50-60%.

Однако, как сказал владыка Никон, с самого начала духовенству и священноначалию Церкви стали получать жалобы от прихожан на то, что их право на свободный выбор ОПК в курсе ОРКСЭ нарушается. В рамках Межведомственного координационного совета при Минобрнауки РФ, в состав которого входят представители всех традиционных российских религий, эта проблема была озвучена. В результате 31 марта 2015 г. появился такой важный нормативный документ, как «Регламент выбора родителями учащихся модулей курса ОРКСЭ», призванный гарантировать информирование родителей о содержании данного курса, обеспечить прозрачность процедуры выбора модулей, создать условия для обеспечения свободы выбора родителями интересующего их предмета. К сожалению, на данный момент приходится констатировать, что далеко не всегда при проведении родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ школы придерживаются данного Регламента. И как результат право родителей на свободный выбор модуля нарушается посредством непредоставления родителям информации об их праве на свободный выбор, давления на родителей с целью склонения их к нужному для школы варианту выбора, отказе родителя в праве на свободный выбор.

Председатель ЦДУМ России, Шейх- уль- Ислам, Верховный муфтий Талгат Сафич Таджуддин также высказался о том значении, которое может иметь курс ОРКСЭ в деле нравственного воспитания детей. Он сочувственно отнесся к обеспокоенности владыки Никона случаями нарушения прав родителей на свободный выбор конфессиональных модулей в республике. По его мнению, низкий процент выбора родителями предмета «Основы исламской культуры», а это в среднем 2-3%, никак не коррелирует с количеством мусульман, проживающих в республике.

Далее, слово было предоставлено диакону Герману Демидову, руководителю сектора ОПК синодального отдела религиозного образования и катехизации. О. Герман так же упомянул о важной роли конфессиональных модулей в нравственном воспитании школьников, рассказал о том, как схожая проблема решается в других регионах

Заместитель руководителя Администрации Главы Республики Башкортостан М.В. Михайлов, комментируя выступления, высказал мнение, что ответственность за низкий процент выбора конфессиональных модулей несут не администрации школ и педагоги, а сами родители, которые не хотят выбирать конфессиональные модули из-за опасения спровоцировать этим разделение класса по религиозному признаку. Он убежденно говорил, что если родители не захотят, то никто не сможет их склонить на свою сторону. По его мнению, именно сами родители высказывают пожелание придти к консолидированному мнению по вопросу выбора того или иного модуля.

Министр образования РБ Шафикова Гульназ Радмиловна поддержала мнение Максима Владимировича.

Затем, возможность высказаться по проблеме была предоставлена руководителю Уфимского епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерею Роману Хабибуллину. Он позволил себе оспорить мнение об ответственности самих родителей за низкий процент выбора и напомнил присутствующим о том, что само появление «Регламента выбора родителями учащихся модулей курса ОРКСЭ» было обусловлено жалобами  родителей на многочисленные  факты нарушений прав родителей на свободный выбор конфессиональных модулей. Многократно убеждаться в этом приходилось также и представителям Башкортостанских епархий, лично посещающим эти собрания согласно предоставленному министерством образования РБ Сводному графику проведения собраний. Отчеты наших представителей о посещении ими родительских собраний говорят о том, что права родителей на свободный выбор как нарушались с 2012 года, так и продолжают нарушаться до сих пор.

Что касается самого Сводного графика проведения родительских собраний, то как сказал протоиерей Роман был подан министерством образования в епархиальное управление в прошедшем году в более ранние, чем в это было ранее сроки, а именно 21 декабря 2017 г.. Однако, на тот момент родительские собрания уже прошли в 519 школах из 1533, т.е., в трети от всех школ по всей Республике.

Если суммировать 519 школ, в которых собрания были проведены ранее времени предоставления Сводного графика, с 126 школами, в которых нашим представителям по разным причинам и в той или иной форме было отказано в возможности посетить родительские собрания и 221 школой, в которых собрания провели ранее тех сроков, которые они сами же указывали в поданном им в министерство образования графике, то получим 866 школ. Т.е., в 56% от всего количества школ наши представители по независящим от них причинам не смогли посетить родительские собрания, а это значит, что в этих школах не было обеспечено соблюдение Регламента проведения собраний.

Руководитель епархиального ОРОиК отметил, что почти повсеместно обнаруживается незнание самого содержания Регламента проведения собраний в части обеспечения свободы выбора родителями того или иного модуля. В то время как Регламент ясно гласит, что «не допускается склонять родителей к какому либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса; отсутствие возможностей обеспечить выбор; отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.)», в школах, как правило, принимается, организованное преподавателем или завучем, коллективное решение по выбору модуля (как правило – Основы светской этики или Основы мировых религиозных культур), которое затем уже отражается в личном заявлении родителей. Как правило, в ход идет аргумент: «В нашей школе мы преподаем (мы приняли решение преподавать) модуль «Основы светской этики»».

Выступающий сказал, что не редки случаи, когда родители все-таки пытались реализовать свое право на свободный выбор ОПК, и между родителями и администрацией школы завязывался диалог, им, как правило, отказывали, ссылаясь на отсутствие учебников по ОПК из-за того, что они закупаются один раз в 5 лет, а также на отсутствие свободных педагогов.

Т.о., по мнению о. Романа налаживание сотрудничества между епархиями и администрациями школ не решило, но лишь подтвердило неготовность администраций школ предоставить родителям полную свободу выбора предмета из курса ОРКСЭ, а со своей стороны обеспечить преподавание выбранного родителями конфессионального модуля. Причина этого коренится, в том числе, и в недостатке разъяснительной работы среди директоров и педагогов школ и в отсутствии определения их ответственности за несоблюдение Регламента.

После выступления руководителя епархиального ОРОиК развернулась оживленная дискуссия, в которой все присутствующие высказали свое мнение по проблеме и свое видение путей ее решения. В ближайшее время будут приняты соответствующие решения и приняты необходимые меры устранения обсуждаемой проблемы.

Со своей стороны митрополит Никон предложил свое видение путей выхода из кризиса, следование которым, будет, по его мнению, способствовать решению проблемы обеспечения свободы выбора родителями конфессиональных модулей из курса ОРКСЭ. Кроме того, пользуясь случаем, владыка Никон высказал ряд пожеланий, касающихся других фор взаимодействия Церкви государства.

1. Владыка Никон высказал пожелание, чтобы Сводный график родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ подавался министерство в Уфимское епархиальное управление в более ранние сроки, а именно в ноябре месяце.

2. При подготовке школьных педагогов на курсах повышения квалификации по курсу ОРКСЭ необходимо уделять особое внимание на Регламент проведения родительских собраний по выбору модуля ОРКСЭ,  а именно на необходимость точного соблюдение пункта Регламента в пункте запрещающего оказывать какое — либо давление на родителей с целью склонения их к определенному выбору.

3. Составить и издать с привлечением представителей религиозных организаций «Памятку для родителей» о модулях ОРКСЭ для раздачи на ежегодных родительских собраниях по выбору модулей.

4. Рассмотреть возможность новой редакции Положения о Межведомственном координационном совете при министерстве образования РБ:

– учредив его на постоянной основе;

– введя в качестве постоянного члена Главу Башкортостанской митрополии митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона;

– изменив периодичность заседаний минимум до двух раз в год.

5. Ввести в План мероприятий министерства образования на 2018-2019 учебный год совместное проведение Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», окружных конкурсов «Серафимовский учитель» и «Православный учитель»

6. Заключить Соглашение о сотрудничестве между Уфимской епархией и министерством образования Республики Башкортостан в новой редакции.

16 мая 2018г. в Доме Республики состоялось совещание по вопросу выбора модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» под председательство заместителя руководителя Администрации Главы Республики Башкортостан Михайлова М. В.
В совещании приняли участие:
от Русской Православной Церкви: Глава Башкортостанской митрополии,  Управляющий Уфимской епархии РПЦ, митрополит Уфимский и  Стерлитамакский Никон; ипод. Д.Ю.Кондрашов  —  управляющий делами  Башкортостанской митрополии; митр. протоиерей Роман Хабибуллин — руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации; Нестерова М. Е. — заместитель руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации; диакон Герман Демидов — руководитель сектора Основ православной культуры Синодального  отдела религиозного образования и катехизации РПЦ;
от мусульманской уммы: Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий, Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Сафа Таджуддин; Бибарсов А.А. — первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РБ.
от государственной власти: Шафикова Г. Р.  — Министр образования РБ, Пятков В. П. — председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ;  Фаттахов А. М. — заместитель председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ; Пугачева Э. А. — советник Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ,
от научного сообщества: Шакурова Л.Ф. – проректор по учебно-методической работе Института развития образования РБ.
Совещание было созвано по инициативе митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, совместно с главами духовных управлений мусульман России и Республики Башкортостан, по причине значительного количества случаев нарушений прав родителей на свободный выбор конфессиональных модулей в регионе.
Митрополит Никон в своем выступлении напомнил присутствующим с каким энтузиазмом православные родители восприняли введение в школах в 2012 г курса «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого у них появилась возможность выбирать для своих детей — учащихся 4- х классов предмет «Основы православной культуры». Русская Православная Церковь возлагала большие надежды на то, что курс ОРКСЭ, как ее совместная с другими традиционными конфессиями инициатива, поддержанная Президентом РФ, внесет свою лепту в нравственное воспитание младших школьников, что в будущем предмет ОПК станет доступен учащимся других классов, что он внесет свою лепту в духовно-нравственное возрождение нашего Отечества. И в подавляющем большинстве регионов России родители получили возможность беспрепятственного выбора конфессиональных модулей и прежде всего ОПК. В среднем же по стране процент выбора модуля «Основы православной культуры» составляет 34, 8 процента, достигая в некоторых регионах 50-60%.
Однако, как сказал владыка Никон, с самого начала духовенству и священноначалию Церкви стали получать жалобы от прихожан на то, что их право на свободный выбор ОПК в курсе ОРКСЭ нарушается. В рамках Межведомственного координационного совета при Минобрнауки РФ, в состав которого входят представители всех традиционных российских религий, эта проблема была озвучена. В результате 31 марта 2015 г. появился такой важный нормативный документ, как «Регламент выбора родителями учащихся модулей курса ОРКСЭ», призванный гарантировать информирование родителей о содержании данного курса, обеспечить прозрачность процедуры выбора модулей, создать условия для обеспечения свободы выбора родителями интересующего их предмета. К сожалению, на данный момент приходится констатировать, что далеко не всегда при проведении родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ школы придерживаются данного Регламента. И как результат право родителей на свободный выбор модуля нарушается посредством непредоставления родителям информации об их праве на свободный выбор, давления на родителей с целью склонения их к нужному для школы варианту выбора, отказе родителя в праве на свободный выбор.
Председатель ЦДУМ России, Шейх- уль- Ислам, Верховный муфтий Талгат Сафич Таджуддин также высказался о том значении, которое может иметь курс ОРКСЭ в деле нравственного воспитания детей. Он сочувственно отнесся к обеспокоенности владыки Никона случаями нарушения прав родителей на свободный выбор конфессиональных модулей в республике. По его мнению, низкий процент выбора родителями предмета «Основы исламской культуры», а это в среднем 2-3%, никак не коррелирует с количеством мусульман, проживающих в республике.
Далее, слово было предоставлено диакону Герману Демидову, руководителю сектора ОПК синодального отдела религиозного образования и катехизации. О. Герман так же упомянул о важной роли конфессиональных модулей в нравственном воспитании школьников, рассказал о том, как схожая проблема решается в других регионах
Заместитель руководителя Администрации Главы Республики Башкортостан М.В. Михайлов, комментируя выступления, высказал мнение, что ответственность за низкий процент выбора конфессиональных модулей несут не администрации школ и педагоги, а сами родители, которые не хотят выбирать конфессиональные модули из-за опасения спровоцировать этим разделение класса по религиозному признаку. Он убежденно говорил, что если родители не захотят, то никто не сможет их склонить на свою сторону. По его мнению, именно сами родители высказывают пожелание придти к консолидированному мнению по вопросу выбора того или иного модуля.
Министр образования РБ Шафикова Гульназ Радмиловна поддержала мнение Максима Владимировича.
Затем, возможность высказаться по проблеме была предоставлена руководителю Уфимского епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерею Роману Хабибуллину. Он позволил себе оспорить мнение об ответственности самих родителей за низкий процент выбора и напомнил присутствующим о том, что само появление «Регламента выбора родителями учащихся модулей курса ОРКСЭ» было обусловлено жалобами  родителей на многочисленные  факты нарушений прав родителей на свободный выбор конфессиональных модулей. Многократно убеждаться в этом приходилось также и представителям Башкортостанских епархий, лично посещающим эти собрания согласно предоставленному министерством образования РБ Сводному графику проведения собраний. Отчеты наших представителей о посещении ими родительских собраний говорят о том, что права родителей на свободный выбор как нарушались с 2012 года, так и продолжают нарушаться до сих пор.
Что касается самого Сводного графика проведения родительских собраний, то как сказал протоиерей Роман был подан министерством образования в епархиальное управление в прошедшем году в более ранние, чем в это было ранее сроки, а именно 21 декабря 2017 г.. Однако, на тот момент родительские собрания уже прошли в 519 школах из 1533, т.е., в трети от всех школ по всей Республике.
Если суммировать 519 школ, в которых собрания были проведены ранее времени предоставления Сводного графика, с 126 школами, в которых нашим представителям по разным причинам и в той или иной форме было отказано в возможности посетить родительские собрания и 221 школой, в которых собрания провели ранее тех сроков, которые они сами же указывали в поданном им в министерство образования графике, то получим 866 школ. Т.е., в 56% от всего количества школ наши представители по независящим от них причинам не смогли посетить родительские собрания, а это значит, что в этих школах не было обеспечено соблюдение Регламента проведения собраний.
Руководитель епархиального ОРОиК отметил, что почти повсеместно обнаруживается незнание самого содержания Регламента проведения собраний в части обеспечения свободы выбора родителями того или иного модуля. В то время как Регламент ясно гласит, что «не допускается склонять родителей к какому либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса; отсутствие возможностей обеспечить выбор; отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.)», в школах, как правило, принимается, организованное преподавателем или завучем, коллективное решение по выбору модуля (как правило – Основы светской этики или Основы мировых религиозных культур), которое затем уже отражается в личном заявлении родителей. Как правило, в ход идет аргумент: «В нашей школе мы преподаем (мы приняли решение преподавать) модуль «Основы светской этики»».
Выступающий сказал, что не редки случаи, когда родители все-таки пытались реализовать свое право на свободный выбор ОПК, и между родителями и администрацией школы завязывался диалог, им, как правило, отказывали, ссылаясь на отсутствие учебников по ОПК из-за того, что они закупаются один раз в 5 лет, а также на отсутствие свободных педагогов.
Т.о., по мнению о. Романа налаживание сотрудничества между епархиями и администрациями школ не решило, но лишь подтвердило неготовность администраций школ предоставить родителям полную свободу выбора предмета из курса ОРКСЭ, а со своей стороны обеспечить преподавание выбранного родителями конфессионального модуля. Причина этого коренится, в том числе, и в недостатке разъяснительной работы среди директоров и педагогов школ и в отсутствии определения их ответственности за несоблюдение Регламента.
После выступления руководителя епархиального ОРОиК развернулась оживленная дискуссия, в которой все присутствующие высказали свое мнение по проблеме и свое видение путей ее решения. В ближайшее время будут приняты соответствующие решения и приняты необходимые меры устранения обсуждаемой проблемы.
Со своей стороны митрополит Никон предложил свое видение путей выхода из кризиса, следование которым, будет, по его мнению, способствовать решению проблемы обеспечения свободы выбора родителями конфессиональных модулей из курса ОРКСЭ. Кроме того, пользуясь случаем, владыка Никон высказал ряд пожеланий, касающихся других фор взаимодействия Церкви государства.
1. Владыка Никон высказал пожелание, чтобы Сводный график родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ подавался министерство в Уфимское епархиальное управление в более ранние сроки, а именно в ноябре месяце.
2. При подготовке школьных педагогов на курсах повышения квалификации по курсу ОРКСЭ необходимо уделять особое внимание на Регламент проведения родительских собраний по выбору модуля ОРКСЭ,  а именно на необходимость точного соблюдение пункта Регламента в пункте запрещающего оказывать какое — либо давление на родителей с целью склонения их к определенному выбору.
3. Составить и издать с привлечением представителей религиозных организаций «Памятку для родителей» о модулях ОРКСЭ для раздачи на ежегодных родительских собраниях по выбору модулей.
4. Рассмотреть возможность новой редакции Положения о Межведомственном координационном совете при министерстве образования РБ:
– учредив его на постоянной основе;
– введя в качестве постоянного члена Главу Башкортостанской митрополии митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона;
– изменив периодичность заседаний минимум до двух раз в год.
5. Ввести в План мероприятий министерства образования на 2018-2019 учебный год совместное проведение Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», окружных конкурсов «Серафимовский учитель» и «Православный учитель»
6. Заключить Соглашение о сотрудничестве между Уфимской епархией и министерством образования Республики Башкортостан в новой редакции.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.