Великопостное послание митрополита Никона. [2014]
24.02.14
Великопостное послание митрополита Никона. [2014]
24.02.14

Слово Главы Башкортостанской митрополии митрополита Уфимского и Стерлитамакского  Н И К О Н А

в дни Великого поста к пастырям, диаконам, иночеству и всем верным чадам Башкортостанской митрополии.

 

«Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегреше­ния
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков.
Аминь! «.

(молитва преп. Ефрема Сирина).

 

Дорогие отцы, братия и сестры! Вновь мы с вами вступили в поприще Великого поста — эту дорогу подвигов, очищения, покаяния!

Если пост это дорога подвигов, то нам необходимо знать наш ко­нечный пункт, знать, куда ведёт этот путь и какую цель нам надо достиг­нуть. А цель наша с вами, дорогие, одна — Иисус Христос и наше соединение с Ним. Пост, молитва, покаяние, завершаются чистосердечной исповедью пред духовником и причащением Святых Христовых Тайн, через которые мы и соеди­няемся со Христом!

Всегда встаёт вопрос: как проводить Великий пост, чтобы получить наибольшую пользу для тела и души, для дела нашего спасения? Как не по. терять, не погубить эти великие святые дни, которые даёт нам наша Мать — Святая Православная Церковь, чтобы достойно встретить праздник Светлого Христова Воскресения? Для этого нам с вами надобно уяснить точку зрения на Пост Православной Церкви и учение святых отцов о посте.

Святая Церковь устами преп. Феодора Студита так учит о посте: «… воздержание начнем светло, лучами святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостью, молитвы блистанием, чистым очищением, богомужества кре­постью: яко да светоноснии предварим во святое и тридневное воскресение, осиевающее нетление миру» (седален утрени понедельника).Часто мы воспринимаем время Великого поста как тяжёлое, унылое, траурное. А некоторые считают, что это бремя неудобоносимое и непонятное, и ненужное. Это всё от малодушия и неверия, от неправильного понятия о посте! Ведь Святая Церковь называет пост приятным, истинным и нам же указывает, в чём он должен выражаться.»…Истинный пост есть злых (дел) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (наговора), лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный» (самогласен вечерни понедельника). Сколько радости и благ принесёт нам пост, если будем следовать этим указаниям Церкви, т.е.начнём переходить от тьмы греховной к свету, а именно — избегать ярости, зла, похоти, лжи, клятвопреступления.

Преп. Ефрем Сирин, вразумляя верующих, в своё время (IVв,) говорил: «Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост — училище благочестия. Пост возводит молитву до неба. Пост — матерь здоровья, мир в домах. Всякий, кто постится — на крыльях возносится на небо!» Поэтому и велик для нас де­нь поста — начиная поститься, мы начинаем борьбу с самим собой, с гнездящи­мися в нас пороками и страстями — чревоугодия, гордости, уныния и др. И разве не дойдёт до небес покаянная наша молитва к Бoгy о помощи нам? Надо только не бояться, ведь по слову святителя Афанасия Великого пост — болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым. А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Люблю пост, потому что он — мать смиренномудрия и источник всякой премудрости, мать всех благ. Пост есть пища души, потому что сообщает ей лёгкий полёт, делает ее способной поднима­ться на высоту и помышлять над горним». «Кто не радеет о посте, — говорит св.Исаак Сирин, — тот приводит в колебание всё!». Т.е. по мысли святого, сколько бы добра ни делал человек -все это непрочно и, неустойчиво, пока не скреплено постом. Ибо только пост и молитва, молитва и пост закаляют силы человека, делая его устойчивым и прочным во всяком деле. Вот почему преп. Симеон Новый Богослов и говорит: «Пост есть начало и основание всякого духовного делания!». Преподобный Серафим Саровский говорит: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела, христианские сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её. Истинная цель жизни христианской есть стяжание Духа Святаго Божия. Пост же и бдение, молитва и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Духа Божия …только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатью Дуга Святаго, и при том, как сказано: не в меру бо дает Бог Духа Святаго. Отец бо любит Сына и вся даде в руце Его (Ин.3, 34).

Великий пост — это пост строгий. В продолжение его не разрешается вкушать пищу скоромную (мясо, молоко, яйца и т.д.), т.е.пищу животного происхождения. Разрешается пища растительного происхождения. Рыбу благословляется вкушать только в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня во Иерусалим (Вербное воскресенье). В субботу и воскресенье — пища с растительным маслом (по Уставу). Самое строгое время этого поста — Первая, Крестопоклонная и последняя седмицы: раньше благочестивые христиане, а особенно монашествующие, в эти дни совсем воздерживались от еды.

А как проводить этот пост больным и пожилым? На этот вопрос св. Варсонофий Великий, подвижник VI-го века, говорит так: «…о посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного. Не от немощных телом требу­ет Бог поста, а от сильных и здоровых. Снизойди немного телу, и это не бу­дет грехом. Бог не требует от тебя поста, потому что знает твою болезнь, которую послал тебе. Благодари же Бога за всё, благодарение ходатайствует о помощи пред Богом». Большинство из нас, к сожалению, большее значение придают посту телесному, а на духовный пост не обращают внимания! А между тем, пост телесный это средство к посту духовному, а последний есть средство к стяжанию благодати Духа Святаго. Таким образом, нам надобно телес­ное воздержание (в пище, питии и прч.) соединять с воздержанием духовным: с обузданием своего языка, гнева, славолюбия, чревоугодия, гордости и только в этом случае мы исполним завет нашей Церкви: «постимся телесно, постимся и духовно» — только это будет приятно Богу. Кто в полной мере не может пос­титься, дабы избежать греха, необходимо обсудить меру своего поста со сво­им духовником и, тогда за молитвы духовника и  Церкви, послабление поста бу­дет и  лекарством. Для беременных и кормящих матерей, а так же младенцев – поста нет. Будем молиться друг за друга, что бы Господь помог и укрепил нас!

Дорогие отцы, братие и сестры — вручим себя Всемилостивей Деснице Божией и Покрову Царицы Небесной! Не будем молиться как фарисеи, потому что возносящий себя сам — будет унижен. Со смирением будем взывать ко Всещедрому Богу: Боже, очисти нас грешных: «Жизнодавче, отверзи нам двери милосердия Твоего и приими покаяния наши, и очисти нас по великой Твоей милости! Богородице, настави нас на путь спасения и Твоими молитвами избави нас от всякия нечистоты! Вси святии молите Бога о нас!

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ  и благодать его ПУСТЬ ПРЕБЫВАЮТ СО ВСЕМИ ВАМИ!

+ БОЖИЕЮ  МИЛОСТИЮ,
смиренный Никон,

МИТРОПОЛИТ УФИМСКИЙ И СТЕРЛИТАМАКСКИЙ,

ГЛАВА БАШКОРТОСТАНСКОЙ МИТРОПОЛИИ РПЦ (МП)

Великий пост, 2014 год, г.Уфа.

ВИДЕОЗАПИСЬ ПОСЛАНИЯ

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.