А.Л.Соловьев прочитал лекцию «Аксаковский урок как форма духовно-нравственной работы с детьми и подростками в приходском Детском просветительском центре»

 

27 июня 2017г. в Доме-музее С. Т. Аксакова состоялась встреча с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры гуманитарного образования Специализированного учебно-научного центра Уральского Федерального университета, руководителем Детского просветительского центра в одном из храмов Екатеринбурга А. Л. Соловьевым.

Алексей Леонидович рассказал о жизни прихода в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах. Этот храм на окраине Екатеринбурга построен только на средства прихожан – никаких других жертвователей и благотворителей у него не было. И построен, кстати сказать, за два года. Но самое интересное – это целая система работы с детьми, которая здесь сложилась. На приходе действует Детский просветительский центр. Его главная задача – ежедневное воспитание в рамках православной традиции. Основных направлений работы – четыре: Экспериментальная общеобразовательная школа, воскресная школа, реабилитационный центр для детей-инвалидов, Исетский казачий кадетский корпус им. св. цесаревича Алексия.

Все эти виды деятельности нам в той или иной степени знакомы, кроме Экспериментальной общеобразовательной школы. Поэтому о ней – подробнее. Школа для тех, кому мало воскресного христианства. 65 учеников официально являются обучающимися епархиальной Свято-Симеоновской гимназии, по договоренности с которой занимаются на приходе по форме семейного образования. Школа существует за счёт прихода и родителей, никаких субсидий и дотаций она не получает. Закон об образовании позволяет родителям избрать так называемую форму семейного образования, что и сделали прихожане храма. Условия поступления: христианский образ жизни, воцерковленность хотя бы одного из родителей, или посещение им занятий в приходской воскресной школе для взрослых, стремление совместно с храмом и школой заниматься воспитанием и образованием ребенка, собеседование с директором, благословение настоятеля. Это необходимо, чтобы между родителями и детьми не возникло разногласий и непонимания, ведь в школе помимо предметов ФГОС изучают основы православной культуры, закон Божий, церковнославянский язык, историю Церкви, благочестие.

На уроках благочестия и заострил свое внимание А. Соловьев. На них детей знакомят с жизнью святых, с выдающимися учеными, писателями, художниками (Пушкин, Гоголь, Лесков, Лихачев, Нестеров, Аксаков и многие другие).

Личность Аксакова привлекла внимание педагогов школы по целому ряду причин. Аксаков жил по-русски умиротворенно, невзирая на вызовы времени: любил свою страну, природу, знал историю. Он был прекрасным семьянином и это замечательный пример укорененной семейной жизни теперь, когда уже целые поколения живут практически вне семейных традиций. Отдельный разговор – дети Аксакова и его глубоко дружеские отношения с ними. Аксаков – это прекрасное русское слово, поэтому на Аксаковском уроке благочестия звучали рассказы Сергея Тимофеевича.

У писателя нет произведений, целиком посвященных христианскому опыту жизни. Но вот он описывает, как мать молится о больном сыне, или историю Куролесова, вдова которого горюет, что он умер без покаяния… это и есть крупицы духовного опыта, которые дарит нам сегодня Аксаков.

Уже полтора года детей знакомят с семьей Аксаковых. Вышли на связь с уфимским мемориальным Домом-музеем С. Т. Аксакова, откуда получили методическую поддержку, книги. Конечно, дети рисовали иллюстрации к «Аленькому цветочку», поставили спектакль, но был и епархиальный проект «Литературно-художественная композиция по произведению С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». В нем приняли участие духовный центр «Царский», студенты театрального вуза, профессиональный режиссер. Постановку показали не только для своих, но и в Первоуральске, в сельском ДК в Кузино. Даже для такой неподготовленной аудитории она стала прикосновением к иному миру – целостному, духовному. Возможно, когда-то эти семена прорастут в душах ребят, кто-нибудь из них возьмет в руки книги Аксакова...

Образование и воспитание вне практики не «работают». Поэтому в центре дети занимаются в кружках по рукоделию, в школе юных звонарей, алтарников, поют знаменным распевом в детском клиросном хоре. При казачьем корпусе действует поисковый отряд «Орленок». Уже пять лет ребята выезжают на места боев 1941-1943 гг. в Смоленскую область, ищут останки солдат, чтобы предать их земле. Это их вклад в «Вахту памяти». Так история страны становится живой и уже нет места равнодушию в сердце.

Помимо поисковых работ ребята знакомятся с историей и культурой нашей страны, помогают совершать походные Литургии, молебны, панихиды, крещение в полевых условиях. Бойцы «Орленка» посетили Москву, Смоленск, Вязьму, Бородино, Ржев, Рудню, Дорогобуж, Духовщину, Темкино, Кардымово, Ельню, п. Катынь, с. Алексино, с. Соловьево, с. Шестаково Смоленской области, совершили паломничества в Иоанно-Предтеченский монастырь г. Вязьмы и Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь.

Оказаться у истоков своей религии, культуры, своего мировоззрения, которое когда-то выбрали наши предки и мы выбрали, когда решили креститься, непросто, но возможно, как видим.

Сайт прихода vladprihod.ru – посмотрите сами.

Юлия КУСТИКОВА