Митрополит Никон принял участие в круглом столе в рамках XXI Международных Рождественских чтений

В рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Церковь, семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей детей в современном российском обществе».

Сопредседателями встречи выступили: митрополит Хабаровский и Приамурский ИГНАТИЙ; митрополит Уфимский и Стерлитаматский НИКОН,  митрополит Челябинский и Златоустовский ФЕОФАН.

Год назад в российских школах начали преподавать основы религиозных культур и светской этики. Образовательный курс начинается с 4 класса. Это предусмотрено государственным образовательным стандартом. Первый год преподавания религиозных культур во всех российских школах позволил выявить проблемы во взаимодействии органов власти, религиозных организаций, семьи и школы в духовно-нравственном образовании. 24 января в Общественной палате представители духовенства, эксперты обсудили проблемы в преподавании учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий отметил, что «в советское время, в царской России духовно-нравственное воспитание было приоритетным в системе школьного образования». «Но в конце 80-х годов, в момент перестройки эта проблема резко обострилась, государство перестало ей уделять внимание. И, по сути, нынешняя система образования держится на потенциале, который преподаватели получили в советское время. Конечно, факультативное образование религиозных основ имело место в некоторых регионах, например, в Рязани. Одна из проблем — подготовка учителей. РПЦ была готова оказать поддержку в подготовке кадров. К примеру, в одном из регионов мы начали подготовку 150 преподавателей на базе института повышения квалификации. 10 человек в качестве тьюторов отправились в Москву, изучать основы ОРКСЭ, чтобы вернуться обратно и передать знания остальным коллегам. Но обучение в столице длилось всего 10 дней. Разве можно получить качественные знания в такой короткий срок? К сожалению, не все понимают мощный воспитательный потенциал в предметах основ религиозных культур. Без этих знаний невозможно изучать историю, литературу, философию, музыку», — подчеркнул член ОП.

«За 4 года мы прошли основной путь, и нам удалось достигнуть согласия в обществе. Самый значимый результат — апробации курса. Он показал свои большие возможности на влияние ситуации в семье. Это касается отношений детей и родителей. Они говорят о ценностях, традициях. Обычно мама говорит с ребенком в день не больше 10 минут, разные поколения, разные ценности. Курс помог сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Курс православной культуры должен быть интересным, полезным, современным. При этом должна быть традиционность, и истина не должна искажаться», — подчеркнул член-корреспондент Российской академии образования, председатель Методического объединения по ОРКСЭ Александр Данилюк.

Участники подготовили рекомендации для органов исполнительной власти. В частности, они предлагают дать учителям возможность преподавания религиозных культур с учетом оценки их квалификации и личностного отношения к указанному предмету в соответствующих конфессиональных организациях, а также с учетом мнения об их квалификации и личностных качествах родительского сообщества.

Эксперты считают, что необходимо разработать вопросы общественной аккредитации учителей православной культуры по их желанию в епархиальных структурах. Программа бакалавриата «Культура конфессий» по педагогическому образованию, разработанная в 2012 году специалистами Федерального института развития образования с участием специалистов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, может быть рекомендована и внедряться для подготовки учителей по религиозным культурам (православия, ислама и других конфессий) по выбору ВУЗа.

епархия-уфа.рф, по матералам сайтов Общественной палаты РФ и МРОЧ

фото: Патриархия.ру