14 ноября 2017 года в рамках работы VII Епархиальных Табынских Чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» состоялось секционное заседание «Роль образования в нравственном воспитании детей, молодежи и взрослых».
Доклады на секции были весьма разнообразны, и это позволило рассмотреть многие аспекты заявленной темы.
После вступительного слова руководителя секции митрофорного протоиерея Романа Хабибуллина, прозвучал философский доклад «Релятивизм морали и его опровержение» кандидата философских наук Рустема Вахитова. Полный живыми примерами доклад заложил основу для дальнейших выступлений, ведь в нем утверждалось: «все основные нравственные идеи, заключающиеся в десяти заповедях, суть общее достояние всего человечества».
Далее прозвучали выступления педагогов-практиков. Климина Татьяна Ивановна, преподаватель Основ православной культуры в СОШ п. Чесноковка рассказала о том, как предметы гуманитарного цикла – чтение, окружающий мир, в том числе и ОПК, помогает в нравственном воспитании младших школьников. В связи с ее высутплением, конечно же, было не избежать обсуждения темы трудностей преподавания «Основ православной культуры» в школах Республики. О.Роман рассказал последние новости с официальных мероприятий Министерства образования, и практически все участники секции поделились своими примерами положительных и отрицательных ситуаций в школах. Начиная с самых первых Табынских Чтений, то есть уже 7 лет эта тема обсуждается – и до сих пор остается актуальной.
Калинина Лариса Хабировна, преподаватель средней школы № 10 г. Уфы, старший преподаватель воскресной школы при Кафедральном соборной храме Рождества Богородицы, рассказала о том, что одной из форм воспитания духовно-нравственной личности может стать краеведение. Она предложила педагогам церковных и светских школ к использованию свою авторскую программу, рассказала об опыте краеведческих поездок историком Уфимской епархии Павлом Егоровым.
Большой интерес вызвало выступление Габбасовой Екатерины Викторовны, адвоката, преподавателя Института права БашГУ, зам. руководителя департамента гражданско-правовой практики. Она говорила о необходимости правового образования для детей различных возрастов и непосредственной его связи с нравственным воспитанием. Поскольку за последнее время сильно возрасло количество преступлений против детей, мы должны защитить наших детей, в том числе и через просвещение.
В заключении выступила Нестерова Мария Евгеньевна, методист Отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии с докладом «Нравственное воспитание в истории педагогической мысли», основная мысль которого сводилась к тому, что современная педагогическая и психологическая наука дают нам, православным педагогам, возможность использовать более эффективные методы воспитания, в том числе и нравственного, чем это было в предыдущие эпохи. В частности, педагогом нужно больше внимания обращать на возрастные различия детей и для подростков использовать более активные, деятельностные методы воспитания. Универсальным же методом является исла личного примера педагога.
В целом работа секции прошла успешно. Аудитория была активна, задавала дополнительные вопросы, желающим была дана возможность высказаться даже вне регламента, обсуждения проходили в доброжелательной обстановке.
Ведущие: Митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии; иерей Михаил Визгалов, руководитель отдела работы с воскресными школами Уфимской епархии.
Соведущие: Калинина Л.Х., старший преподаватель воскресной школы при Кафедральном соборном храме Рождества Богородицы; Нестерова М.Е., методист Отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии
Доклады:
1. |
Вступительное слово |
Митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии |
2. |
Духовно-нравственное воспитание на уроках ОПК в светской школе |
Гурьянова Наталья Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель модуля ОПК Дмитриевской средней школы Уфимского района РБ |
3. |
Роль школьных предметов гуманитарного цикла в нравственном воспитании школьников |
Климина Татьяна Ивановна, преподаватель ОПК в СОШ п. Чесноковка |
4. |
Нравственное воспитание в истории педагогической мысли |
Нестерова Мария Евгеньевна, методист Отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии |
5. |
Предмет «Нравственное богословие и основы аскетики» на епархиальных курсах по подготовке церковных специалистов» |
Митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии |
6. |
Релятивизм морали и его опровержение |
Вахитов Рустик Ринатович, к.ф.н., доцент, факультет филосифии и социологии БашГУ |
7. |
Нравственные уроки Сергия Радонежского |
Ефимова Ольга Владимировна, учитель МАОУ СОО «Школа-интернат № 1» г. Стерлитамак |
8. |
Некоторые аспекты правового воспитания несовершеннолетних в РФ |
Габбасова Екатерина Викторовна, адвокат,преподаватель Института права БашГУ, зам. руководителя департамента гражданско-правовой практики |
9. |
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности |
Калинина Лариса Хабировна, преподаватель средней школы № 10 г. Уфы, старший преподаватель воскресной школы при Кафедральном соборной храме Рождества Богородицы |
Резолюция секции «Роль образования в нравственном воспитании детей, молодежи и взрослых»
14 ноября 2017 года в рамках работы VII Епархиальных Табынских Чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» состоялось секционное заседание «Роль образования в нравственном воспитании детей, молодежи и взрослых».
Участники секции отмечают, что процесс образования и образовательные структуры играют ключевую роль нравственном воспитании личности и являются мощнейшим инструментом социализации человека. Однако в современной образовательной системе – как церковной, так и светской – целенаправленное нравственное воспитание фактически выпадает из контекста образовательных программ.
Участники конференции считают, что необходимо продолжить работу по консолидации усилий органов власти, всех субъектов системы образования, представителей общественных и религиозных организаций по созданию воспитывающей среды для полноценного развития личности ребенка.
Этот процесс невозможен без одновременного нравственного воспитания молодежи и взрослых, поскольку именно они являются живыми примерами нравственного (или безнравственного) поведения для ребенка, выступая в роли педагогов, вожатых, родителей, старших товарищей. Поэтому любой образовательный процесс молодежи и взрослых так же должен иметь специальную воспитательную составляющую. В частности, в церковной структуре это касается молодежных организаций и различных катехизаторских курсов для взрослых.
Участники секции рекомендуют:
Педагогам воскресных школ и приходским катехизаторам Уфимской епархии:
1) Более активно реализовывать воспитательную функцию образовательного процесса в работе с детьми, молодежью и взрослыми
2) Больше внимания уделять организации воспитательных мероприятий – игр, походов, лагерей, социальных акций — объединяя в них задачи нравственного воспиатния различных поколений
Руководителям образовательных учреждений Республики Башкортостан
1) Активнее использовать воспитательный потенциал учебных предметов гуманитарного цикла
2) Популяризировать и использовать имеющийся в Республике опыт нравственного воспитания на уроках «Основы православной культуры»
3) Обратить особое внимание на решение проблемы свободы выбора родителями того или иного модуля ОРКиСЭ в общеобразовательных школах
4) Развивать сотрудничество с Уфимской епархией в сфере нравственного воспитания детей и молодежи – как в рамках преподавания ОРКиСЭ, так и в других воспитательных мероприятиях
Институту Развития образования Республики Башкортостан
1) Продолжить и расширить сотрудничество с Уфимской епархией в сфере подготовки преподавателей для курса ОРКиСЭ
2) Организовывать специализированные курсы, конференции и другие совместные мероприятия с Уфимской епархией по воспросам нравственного воспитания школьников
Министерству образования Республики Башкортостан
1) Наладить более тесное сотрудничество Уфимской епархии и Министерством образования РБ в проведение регионального этапа Всероссийский конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя».